В течение многих десятилетий по старому Московскому тракту прогоняли закованных в кандалы каторжан. Только за 30 лет (с 1825 по 1855 годы) в далекую сибирскую ссылку через Казань проследовали 773 тысячи человек...


Улица Клары Цеткин

Это самая старая улица не только Адмиралтейской слободы, но и одна из самых древних улиц Казани. Начало ей положила сельская улица татарской деревни Бишбалта, существовавшей, как полагают историки, еще с булгарских времен. Здесь же проходил старинный тракт из Казани на запад, в сторону Москвы.

После покорения Казани войсками Ивана Грозного тракт получил название Московский. Когда город разросся и поглотил Бишбалту, центральная улица селения, по которой проходил тракт, стала именоваться Большой Московской. До середины 50-х годов XX века Большая Московская улица и Адмиралтейская дамба связывали город с волжскими пристанями. В 1932 году Большая Московская была переименована в улицу Клары Цеткин - в ознаменование 75-летия со дня рождения немецкой революционерки. Именно тогда на месте старых одноэтажных домишек начали возводиться многоэтажные благоустроенные жилые дома для рабочих, магазины, аптека, кафе. В сквере на этой улице в 1950 году установили бюст дважды Героя Советского Союза Н.Г. Столярова (авторы: скульптор В.Мухина и архитектор И. Гайнутдинов). В 2000 году бывшую улицу Милицейскую, прилегающую к этому скверу, переименовали в улицу имени Столярова.



Ближнее и Дальнее Устье, Бакалда

Сегодня только старожилы да дотошные историки и краеведы помнят старые названия казанских пристаней: Дальнее и Ближнее Устье (иногда просто Устье), Бакалда. Откуда пошли эти названия?

До сооружения дамб инженерной защиты города в 1956 году Казанка впадала в Волгу примерно в семи верстах от города, в том месте, которое издавна называлось у татар Тирян Узяк - Глубокая долина. Сюда в любое время года могли подходить грузовые баржи и пассажирские пароходы. Поэтому здесь с незапамятных времен существовала волжская пристань, получившая впоследствии название Дальнее Устье.

Ближе к городу проходило старое русло Казанки. Татары называли его Эчке Казан, т.е. Внутренняя Казанка, старица. К XIX веку это русло превратилось в цепочку неглубоких озер: Бишбалта, Чистое, Кривое, Долгое и др. В небольшом заливе, называемом Ближним Устьем, и находилась пристань Бакалда (от татарского слова Бакалтай, т.е. Лягушачье место). Баржи и пароходы могли подходить сюда только в дни весеннего половодья. Но поскольку Ближнее Устье находилось намного ближе к городу, почти у нынешнего Петрушкина разъезда, эта пристань использовалась довольно активно.

С ранней весны до поздней осени по Большой Московской из города на Устье и обратно тянулись бесконечные обозы ломовых извозчиков, лихо проносились лакированные пролетки богачей, сновали телеги, тарантасы... А сотню лет назад по этим улицам с лязгом и веселыми звонками начали курсировать небольшие, выкрашенные красной краской вагончики трамваев Бельгийского акционерного общества.


Сквозь мглу веков

Нынешняя улица Клары Цеткин может показаться окраинной, тихой, провинциальной. Между тем и ее не миновали события исторической значимости. Так, в 1774 году, по ней проезжал "мужицкий царь" Емельян Пугачев со своей свитой. Четверть века спустя, в 1797 году, по этой улочке проходила дорога возвращавшегося из Сибири Александра Радищева. Писатель, которого Екатерина II называла "бунтовщиком почище Пугачева", записал в своем путевом дневнике, что "ходил по городу почти в восхищении". Радищев побывал и в Адмиралтейской слободе, наблюдал спуск на воду построенного здесь фрегата.

С 27 сентября по 4 октября 1858 года в гостинице пароходного общества "Кавказ и Меркурий" в Адмиралтейской слободе проживал путешествующий по России великий романист Александр Дюма. Именно здесь, как свидетельствуют очевидцы, французский писатель купил книгу "Граф Монте-Кристо", изданную на русском языке. Через несколько лет по Старому Московскому тракту проследовали в сибирскую ссылку А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский. Отбыв свою ссылку, прибыл в Казань по Волге великий кобзарь Т.Г.Шевченко.

На Дальнем Устье работал грузчиком будущий пролетарский писатель Максим Горький. Он оставил потомкам яркие и правдивые описания дореволюционной Казани, а его бюст казанцы сегодня "задвинули подальше", в самый конец улицы его имени.


От обозных деталей до современных вертолетов

Кировский район славится пролетарскими традициями. Еще в дореволюционные годы здесь располагались многие промышленные предприятия города. Проходили маевки рабочих Казани, работали первые марксистские кружки, печатались революционные прокламации.

Бывший механический завод Свешникова со временем превратился в крупное машиностроительное предприятие - завод "Серп и молот". На базе бывших фабрик Локке и Алафузова выросли современные заводы "Сантехприбор", инструментальный и ремонтно-подшипниковый.

Но, пожалуй, самое значительное и широко известное предприятие района - вертолетный завод. Он родился еще в 1933 году и назывался тогда заводом обозных деталей. Уже в 1935 году предприятие, получившее номер 169 и статус оборонного, начало выпускать самолетные лыжи, лонжероны, крылья и кабины для самолетов.

С началом Великой Отечественной войны из Ленинграда эвакуировался военный завод номер 387, который на базе казанского предприятия стал выпускать военные самолеты Н.Н.Поликарпова «У-2 ВС». Всего за годы войны было выпущено более одиннадцати тысяч этих легких ночных бомбардировщиков.

После войны предприятие стало производить детали для нужд гражданской авиации, комбайны для села, а с февраля 1951 года освоило производство легких вертолетов конструкции М.Л. Миля. С октября 1965 началось изготовление вертолетов с газотурбинным двигателем. За 30 лет их выпущено более 8 тысяч. На Международном авиакосмическом салоне в городе Жуковский в 1999 году Казанский вертолетный представил свои новинки: легкие вертолеты "Оса" и "Ансат", а также гражданский вариант тяжелого вертолета "Ми-17". Эти модели пользовались необычайным успехом и впоследствии не раз демонстрировались и в дальнем зарубежье.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.