Кондуктор: Следующая остановка - Адмиралтейская слобода!

Пассажир (видимо, из приезжих): А что, здесь раньше адмиралы жили?

В главе "Бишбалта" мы уже рассказали о зарождении судостроения в Казани. Именно это обстоятельство и послужило основанием для учреждения в селе Бишбалта в 1718 году второго в России (после Петербургского) адмиралтейства.

Адмиралтейство - согласно словарю Даля - место и здания, где производятся дела и работы флота; тут верфи, эллинги, доки, мастерские, склады для запасов, иногда и само управление.

Следует особо подчеркнуть, что речные суда в Казани строились и до открытия адмиралтейства. Так, согласно архивным документам в 1710 году из Казани на Балтику отправили целую эскадру из пяти военных кораблей: "Орел", "Солнце", "Полумесяц", "Северная звезда", "Город Казань". После этого построили еще восемь судов и отправили их для Азовского флота.

По высочайшему повелению

По высочайшему повелению императора Петра I под адмиралтейство отвели часть земель казанского Зилантовского монастыря и селения Бишбалта в устье Казанки. Управляющим делами адмиралтейства тем же императорским указом назначили бывшего казанского воеводу (он правил городом с 1697 года) Никиту Алферовича Кудрявцева (умер в 1728 году). В качестве рабочей силы к адмиралтейству приписали крестьян из окрестных селений, преимущественно татар, чувашей, марийцев. К концу XVIII века их общая численность превышала 100 тысяч человек.

Вскоре на берегах Волги и Казанки закипела работа. Лесорубы (их на немецкий лад называли лашманами) заготавливали лес. Сплавщики сплавляли его вниз по Волге, возчики доставляли на территорию адмиралтейства, пильщики пилили. На особо ценные породы деревьев ставились специальные клейма, и за их сохранность лашманы и сплавщики отвечали головой.

Уже в первый год было построено семь эллингов (строений с наклонным фундаментом (стапелем), в котором закладывается и строится корпус судна), здания строительных и провиантских складов, лесные сараи, казармы, чертежная и шлюпочная мастерские. Одновременно здесь открыли и первую в Казани светскую школу, где учеников учили "цифири и геометрии" - для постройки судов нужны были грамотные мастера и подмастерья.

Территорию адмиралтейства оградили глубоким рвом, наполненным водой. В ров возами сваливали каменную соль. Затем в этой воде замачивались и засаливались дубовые плахи. Канал служил так же защитой от нападения разбойников и частых пожаров.

Начало Адмиралтейской слободы

За пределами адмиралтейства стали селиться чины адмиралтейской службы: корабельные мастера, капитаны будущих судов, провиантмейстеры, писари, солдаты, матросы, ученики и подмастерья. Вот эти строения и послужили началом Адмиралтейской слободы.

Параллельно со строительными работами велось сооружение первых судов. Их спуск со стапелей производился раз в году, в первой половине мая, во время весеннего разлива Волги и Казанки. Эти события сопровождались пышной церемонией.

В мае 1722 года Петр I посетил Казань, осмотрел адмиралтейство и остался доволен ходом работ.

Персидский период

Через несколько дней после прибытия в город Петр I на кораблях, построенных в Казани, отправился в поход против персидского шаха Гусейна. Судьба 106-тысячного войска в Персидском походе сложилась трагически. В Каспийском мере флотилия попала в жестокий шторм, разметавший и потопивший небольшие и плохо приспособленные суда. Подавляющее большинство солдат и матросов утонули. На берегу люди тысячами гибли от цинги, голода, недостатка питьевой воды.

Несмотря на это остатки флотилии под руководством Петра I сумели захватить Дербентскую крепость и побережье Терека. Позднее (уже после отъезда Петра I) были присоединены города Решт и Баку. В Персидском походе впервые в истории России был поднят адмиралтейский флаг. Он развевался на боевом корабле "Принцесса Анна", построенном в Казани.

Во Славу Российского Флота

Казанское адмиралтейство просуществовало с 1718 по 1829 год. За это время здесь было построено более 400 различного типа судов: бомбардирские корабли, фрегаты, корветы, бриги, боты, бригантины и т.д. Макеты этих судов можно увидеть в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.

Ликвидация адмиралтейства была продиктована тем, что суда спускали на воду только раз в году - во время весеннего половодья. Кроме того, значительных издержек и времени требовала проводка судов от Казани к Каспийскому морю. Вот почему по инициативе командующего Астраханским портом генерал-майора П.Г.Орловского адмиралтейство переместили поближе к морю - в Астрахань.

Но и после ликвидации адмиралтейства в Казани продолжалась заготовка корабельного леса и так называемых пумповых кож. Эти кожи использовались в насосах для откачки воды. Производство кож для насосов существовало в Казани до 60-х годов XIX века.

Традиции казанских судостроителей продолжили зеленодольские мастера судостроения. Только за последние полвека (1949 -1999 годы) здесь построено более тысячи судов различного назначения и вместимости. Сейчас зеленодольцы разрабатывают в своих мастерских проект военно-морского корабля XXI века.

А галеру «Тверь» не уберегли

До 1956 года в Адмиралтейской слободе хранили уникальный памятник русского судостроения - галеру "Тверь", построенную в третьей четверти XVIII века. В 1767 году на ней путешествовала от Твери до Симбирска императрица Екатерина II. После ее отъезда галера осталась в Казани. Она размещалась в специально построенном здании типа эллинга на территории бывших журавлевских казарм недалеко от Петрушкина разъезда.

Это было двенадцативесельное судно длиной 47 и шириной 8 метров, богато обставленное и украшенное позолоченными фигурами. Там же хранился и катер императора Павла I, посетившего наш город в 1798 году. Эти бесценные реликвии сгорели вместе с эллингом от детской шалости с огнем в 1956 году.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.