Казанское Адмиралтейство учредил в 1718 году Петр Великий, имея целью усиление постройки судов для Каспийской и Волжской военных флотилий и заготовку корабельного леса. Верфи разместили в Верхнем и Нижнем Услонах на Волге, а в устье Казанки на землях Зилантова монастыря и деревни Бешбалта. Поставлены были вспомогательные цехи, здания контор и чертежных. Так и возникла слобода мастеровых людей.

Для облегчения доставки плотов строевого леса па правобережье Казанки был прорыт канал, превративший часть слободских земель в остров. Среди судов, возводимых на казанских верфях, были совсем немалые. К примеру, в мае 1817 года среди прочих был спущен на воду корвет «Казань» в 35 метров длины, с палубной артиллерией из шестнадцати 24-фунтовых каронад.

 Местные кожевники сумели быстро обеспечить потребности всей России в пумповых и иных корабельных кожах, исключив тем самым закупки в Англии. Но корабельное дело так и не получило широкого развития в Казани, и верфи были переведены в Астрахань и Нижний Новгород. В слободе остались лишь кокевенные заводы да волжские причалы.

 Судоходная жизнь Волги длилась «ото льда и до льда». Так, по сути, жила и слобода. Сколь интенсивна была ее жизнь в навигацию, столь же скучна она становилась зимой. Оживить ее зимние будни пытались лишь... рестораторы. То возведут ледяные горы небывалой высоты, то спроворят гонки троек до Услона и обратно, взгорячая потом горожан обилием блюд и напитков.

Самая большая беда состояла в том, что слобода была оторвана от города. Первая дамба, правда, появилась в 1849 году, но — низенькая и до 1906 года немощеная, заливаемая, по весне половодьями. Чуть легче задышалось слободчанам с 1875 года после появления в городе конки — в слободе было ее главное депо. Словом, зима замораживала слободу и в прямом, и в переносном смыслах, этого слова. Зато по весне слобода оживала. С марта, задолго до ледохода, усердные домовладельцы укрепляли первые этажи прибрежных строений камнем от предстоящего половодья. В пристанской зоне спешно разбирались старые мостки и складские настилы. А в городе, на Большой Проломной, пароходовладельцы ежедневно с 11 часов проводили наем машинистов, кочегаров, масленщиков. Тут же выплачивались им авансы и отбирались в залог паспорта. Для работы в затонах, набирали рабочих попроще. Затонов было немного — в Услоне, Печищах, Аракчино, Васильеве. Там зимовали паровые и прочие суда, отстаивались дебаркадеры, велся полный ремонт подвижного состава пароходства.

В апреле совещание агентов пароходных фирм совместно с правлением Казанского округа путей сообщения распределяло участки берега для пароходных пристаней. В слободе свои пристани держали два с лишним десятка пароходств — от таких гигантов, как «Самолет» или «Кавказ и Меркурий», до крохотных местных, вроде компании Каменевского, суденышки которого далее Свияжска обыкновенно не рейсировали.

Долгое время Волга была лишена минимальных сигнальных обустройств. Берегоукрепительные и дноуглубительные работы не обеспечивали безопасного судоходства. Все, что делалось пароходчиками, было подчинено извлечению высших прибылей без дум о реке. Волга эксплуатировалась нещадно, но и сопротивлялась такому варварскому с собой обращению изо всех сил. Так, в 1900 году нижегородский «Волгарь» сообщил, что в предыдущую навигацию только ледоходом было уничтожено 142 непаровых и 10 паровых судов. За лето же от штормов вышло из строя еще 300 непаровых и 148 паровых судов. «Еще две-три такие навигации,— мрачно предрекал «Волгарь»,— и волжский флот исчезнет».

Казань много лет грезила о своей бухте, об обширном портовом механизированном хозяйстве. Проекты попадали в газеты, шла оживленная дискуссия, но дальше слов дело так и не продвигалось. Единственное, что делал округ путей сообщения, — это помещал ежедневно в газетах уведомления о состоянии уровней воды, обстановке на перекатах да еще о том, что входило потом в газетные разделы «Нравы пароходчиков». Но это уже своя тема, выходящая за рамки моего эскиза о жизни Адмиралтейской слободы...

Б. ЕРУНОВ.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.