Любимая игрушка есть у каждого - малыша ли, отрока или зрелого мужа. У кого какая. Привязанность к ней - а ну-ка, отними! - бывает необычайной: тут уже не только слезы ручьем, прямо-таки горе горькое. Случается, обретение утраченной игрушки возвращает больного ребенка к жизни. Вот что такое игрушка! С ней маленький человек входит в большой мир. Это его поводырь, пуповина, связующая сокровенное, то, что запрятано ото всех-всех, порой даже родителей, и - внешнее, неумолимо вторгающееся и дающее взамен взлелеянным воздушным замкам новые, иные...

В мире детской игрушки живут рядом сказка и реальность, современность и традиции. С помощью игрушек ребенок постигает жизненный опыт взрослых, в них своеобразно отражаются общественный уклад, быт, нравы и обычаи.

Детские игрушки существует с незапамятных времен. Какими же они были?

В фондах Государственного объединенного музея Татарстана хранится небольшая, но очень интересная коллекция игрушек. Самыми ранними из них дети забавлялись еще в XI - - XIV веках, в основном это погремушки, обнаруженные при археологических работах на Джукетау, Болгарском, Билярском городищах. Одна из игрушек, возможно, была найдена известным казанским коллекционером второй половины прошлого века А.Ф. Лихачевым, который страстно увлекался археологией и упоминал в письмах о своих неоднократных изысканиях в районе Булгар и Билярска. Известно, что археологи находили и другие игровые предметы, однако нельзя с полной уверенностью называть их только игрушками: возможно, в далекие времена они имели и культовое предназначение. У многих народов игрушка была охранительницей рода, "оберегом" ребенка. Та же погремушка не случайно находилась в люльке, она должна была своим шумом отгонять "нечистую силу", болезни, охранять от "сглаза",

В последние годы сотрудники музея в ходе археологической экспедиции на Богдашкинском городище нашли две фигурки лошадей, вылепленные из глины, и фрагменты керамической посуды. Видимо, эти вещи предназначались для игр и, возможно, быть сделаны самими детьми, причем - с полным знанием дела, так сказать, со строжайшим соблюдением технологии изготовления керамических изделий! Вероятно, игрушки мастерили не только из глины, использовали прутья, сучки, листья, цветы, плоды - все то, что окружало человека. Но слишком коротка была жизнь этих поделок: очень уж хрупок и недолговечен материал, и они безвозвратно исчезали после того, как ими, надо думать, вволю натешится ребятня.

В музее нет игрушек более позднего времени, однако о них известно по документам. Например, по расходной царской книге можно узнать, чем играли дети Петра I. В XVIII веке для них были куплены: "три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей...". К сожалению, по этой записи нельзя узнать о материале, из которого были изготовлены все эти звери-птицы, но по ней мы можем судить о том, что игрушки сочинялись не только для собственных утех, но и на продажу мастерами-игрушечниками.

 

Многообразны в собрании музея игрушки конца XIX первой четверти XX века. Наиболее интересны и самобытны игрушки крестьянских отпрысков. С их помощью дети получали первые трудовые уроки, приспосабливались к крестьянскому быту.

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
http://www.iske-kazan.ru/interesnye-fakty/242-narodnaya-igrushka-xi-nachala-xx-vekov#sigProIdd7e9984c04

Крут игр девочек связан, конечно, с женским, "материнским" трудом: приготовлением пищи, прядением ниток, шитьем... Одной из распространенных игрушек была прялка. В музее - два ее вида: обычная прялка и самопрялка. Играя, девочки повторяли движения старших сестер, подруг и приобретали первые навыки прядения. В воспитании навыков шитья большую роль играли куклы, которых девочки сами шили и одевали. Несколько таких кукол входят и в музейное собрание игрушек татарская, русская, мордовские. Матерчатые куклы были самыми распространенными, их ладили в каждой крестьянской семье. У многих народов, в том числе у русского, кукла была символом продолжения рода, и родители не препятствовали играми в дочки-матери. Автор книги "Русская игрушка" Г. Дайн приводит любопытный рассказ, записанный со слов девяностолетней жительницы одной из ярославских деревень: "Моя бабушка вышла замуж в 14 лет и привезла с собой в дом жениха целую корзину с куклами. Молодуха часто пряталась на чердак, чтобы поиграть с ними. И никто из домашних не смел доглядывать за ней - то был строгий наказ свекра...".

Однако игра с куклами поощрялась не у всех. Татары довольно сдержанно относились к этим затеям детей, так как по религиозным канонам запрещалось изображать людей. Но детский мир живет по своим законам, и куклы мастерились детьми одна другой краше. Делались они просто, все зависело от материала, находившегося под рукой. Самой популярной была кукла, свернутая из куска материи. Основу, если она оказывалась темной, оборачивали светлой тканью, перевязывали нитью - и кукла готова, остается только нарядить. Наряды шились очень тщательно из бережно собираемых лоскутков пестрого ситца, яркого кумача, белого холста. Кукольные наряды полностью копировали настоящую одежду в покрое, украшениях. Кстати, именно в них могли сохраниться некоторые архаичные элементы одежды, и нехитрые кукляшки могут открыть нам кое-что доселе неизвестное о нарядах прабабушек и прадедушек.

У татарской куклы из музейной коллекции отсутствует лицо: мусульмане считали, что кукла с лицом обретает душу и становится опасной для ребенка и его семьи, безликая же остается предметом неодушевленным, а, значит, не может никому нанести вреда.

Табу на изображение лица существовало не только у татар, но и у. других народов: русских, мордвы... Однако к концу прошлого века оно практически у них исчезает и продолжает сохраняться только среди татар-мусульман, под влиянием религиозных верований.

К восьми-десяти годам девочки и мальчики играли уже отдельно. Если будущие матери настраивались на женский труд, то мальчики в своих играх подражали взрослым мужчинам в семье: пахали, сеяли, убирали хлеб. Для этого они мастерили игрушки, копировавшие земледельческие орудия труда - бороны, сохи. Особенно много в музее различных кошевок, саней, телег, для изготовления которых требовались терпение, знание свойств материала, умение владеть топором, ножом и другими инструментами. Ясно, сынам помогали старшие: детей учить - не лясы точить.

Чаще всего игрушки мастерились из дерева, оно было более доступно и удобно в обработке; иногда применяли полые кости домашних животных и птиц: среди детей башкирских татар были популярны игрушечные телеги, двуколки, изготовленные из трубчатых гусиных косточек.

В старину фантазия детей была так же неистощима, как и у теперешних ребятишек. Появлялись из-под детских рук все новые и новые игрушки из самых немыслимых материалов, лишь небольшая их толика дошла до наших дней. Зато, какие выразительные! Ведь игрушки - неотъемлемая часть мира детства, зеркально отображающего мир взрослых. Приглядитесь к ним, мамы и папы - вы лучше поймете своих чад и самих себя. А среди многих свидетельств прошлого, памятников и письменных источников игрушка уж точно не обманет, не сфальшивит и позволит что-то иначе увидеть в таинственной глуби веков...

Зульфия Габдулхаковна Набиуллина
и.о. заведующего отделом этнографии Государственного объединенного музея Татарстана.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.