Былых времен «речные чудеса»...

Кого сегодня можно удивить трамваем, кинематографом, судном на подводных крыльях? Да никого! А ведь совсем не так давно привыкло человечество к этим благам цивилизации, казавшимся поначалу невиданным дивом. И сейчас в повседневную жизнь чуть ли не ежегодно входят большие и малые технические новинки, воспринимаемые нами порой с изумлением и восторгом, — взять хотя бы те же бытовые компьютеры, спутниковые антенны или «солнечные батарейки» в калькуляторах. Что же говорить о казанцах прошлого века, которым довелось увидеть и вовсе уж семимильные шаги Его Величества Прогресса!

Конечно, не все пережитые ими технические чудеса были равными по значению, многие оказались бесперспективными и быстро забылись. Однако «полевые испытания» собирали огромные толпы любопытных. И было на что посмотреть! Особенно часто выдавались «бесплатные представления» на водных просторах, о чем и пойдет речь.

 Летом 1893 года собравшиеся на набережной Кабана горожане зачарованно наблюдали невиданное зрелище: по водной глади бодро передвигался тринадцатиметровый пароходик... без привычных колес по бортам. Лишь слабое бурление за кормой выдавало месторасположение принципиально нового движущего устройства — гребного винта, в остальном же казалось, что 500-рублевое приобретение г-на Смирнова влечет вперед неведомая сила. Зрители широко разинули рты, матросы, польщенные всеобщим вниманием, зазевались... Все та же неведомая сила вынесла пароходик на мель, откуда его некоторое время спустя вытянул непритязательный работяга - «колесник».

Вообще, проблемы совершенствования судов не давали покоя очень многим изобретателям: за три года до описанного компания Филипс потрясла воображение казанцев, выпустив на Кабан нечто, имевшее парадоксальное название «электрический пароход». Экологически чистое судно не подвело своих владельцев, исправно демонстрируя достижения прогресса и бесплатно катая всех обладателей билетов Выставки –1890 года.

Однако дальнейшего развития идея не получила. Лишь в 1902 году «некто Полиповский», потревожил Управу просьбой о выдаче ему разрешения на аренду садика близ Кабана для устройства на набережной пристани электрических моторных лодок. По ряду причин Полиповскому было отказано, и интерес к «электрическим» судам иссяк окончательно.

Обращал свои взоры к водному транспорту и знаменитый казанский «мастер-самоучка Романов» (так титуловали его репортеры), правда, за большой скоростью и грузоподъемностью не гнался. В 1900 году он вывел на всеобщее обозрение лодку-велосипед из двух неглубоко сидящих в воде пятиаршинных буйков с расположенными на них тремя креслами и движительным механизмом. Яростно крутящий педали мастер разгонял свой аппарат почти до 15 верст в час, буксировал ялик и приглашал прокатиться на пассажирских местах всех желающих. Охотники немедленно нашлись, однако случился крупный конфуз: возле самой пристани перегруженный «велосипед» опрокинулся, изрядно подмочив как самого изобретателя, так и его репутацию.

Однако творческий энтузиазм Романова не угас. Он то и дело продолжал удивлять горожан все новыми своими поделками: то вывел на волжский лед буер — парусную лодку-сани, то принес в университет супермегафон — небывалой мощи трубу для передачи звуков на расстояние. Чудаки украшают мир...

На другом конце города, в Адмиралтейской слободе, удивить народ плаваньем по воде было непросто — скользят по Волге судно за судном, с виду все разные, но все в одинаковой степени до смерти надоели. А все же нашел-таки способ изумить земляков услонец Бабушкин, устроив публичный показ водолазного дела. Отважный доброволец, имя которого история не сохранила, спустился под его руководством в «гуттаперчевом водолазном костюме» на дно реки и даже прошел по нему более 200 сажен, подбирая по пути всевозможный металлический хлам в доказательство своего подвига. А после восторженная публика шумно повела героя в трактир — исследовать дно винных посудин.

Вновь опыты были проведены зимой 1896 года. На этот раз уже сам Бабушкин спускался в прорубь. Зачарованные зеваки следили, как уходит в жуткую стылую тьму тусклое свечение электрического фонаря... «Представление», начавшееся около десяти утра, завершилось днем. Чрезвычайно знаменит был г-н Бабушкин в те времена среди волжан, и, надо заметить, вполне заслуженно.

Еще одна «речная затея» собирала любопытный народ на бесплатное зрелище. Для борьбы с заторами с начала века стали проводить взрывы толстых пластов льда на реке. В нужном месте опускали в прорубь бомбу, отгоняли подальше зевак и — ба-бах!! - гремел взрыв. «А-а-ахх!» — заходился в восторге присутствующий люд, глядя на взметнувшийся, на десятки саженей феерический фонтан ледяных осколков...

Чудесное было зрелище — не хуже салюта. Нам увидеть его не доведется. Давно уже не борются с заторами таким способом, как не катаются и на «электрических, пароходах». У каждого времени — свои чудеса, и остается лишь гадать, какое диво дивное сможет поразить воображение наших правнуков.

Борис ЕРУНОВ.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.