В XIX веке Казань разрастается вширь. На окраинах вырастают новые слободы — Ивановская, Савиновская, Заречье, Клыковская, Удельная.

В центре города вместо прежних небольших купеческих и дворянских особняков строятся большие каменные дома представителей казанской буржуазии.

В архитектурном отношении XIX век дал Казани большое количество сооружений разных художественных стилей, но, пожалуй, только классицистские и ампирные памятники выделяются своими высокими художественными достоинствами.

Мы познакомились с архитектурными памятниками Казани, расположенными на улице Ленина. Если вы устали, можете отдохнуть на тенистых аллеях Ленинского сада или детского парка «Черное озеро», а затем продолжить путешествие. По улице Красина выйдем на улицу Карла Маркса, к дому № 10. Здесь мы осмотрим здание бывшей первой мужской гимназии (ныне главный корпус Казанского авиационного института).

Здание дошло до нас с первой половины XIX века почти в нетронутом виде. Строилось оно в 1808—1811 годах.

Фасад здания украшен портиком из шести колонн коринфского ордера. Над центральной частью — большой купол. По бокам от портика — фронтоны с пилястрами. В круглых медальонах между капителями пилястр — лепные розетки, над окнами первого этажа - лепные венки. Балкон на крыше портика окружен ажурным парапетом. С правой и левой стороны на фасаде были балконы (сейчас их нет). Не сохранился и ажурный парапет из железа, но в целом здание дает нам представление о былой его красоте. Желтого цвета, с белыми пилястрами и лепными украшениями, оно было одним из самых примечательных зданий Казани.

Недалеко от Петропавловского собора находится интересный архитектурный памятник Казани XVIII века — дом купца Михляева (или «дрябловский дом» по имени последующего владельца).

Дом расположен на улице Мусы Джалиля, в глубине двора швейной фабрики. Стиснутый позднейшими постройками, он как бы врос в землю, неприметно и скромно затаился среди других зданий, словно не желая привлекать к себе излишнего внимания. Но попробуем перенестись на два с половиной века назад. Когда-то ворота этого дома выходили на площадь перед гостиным двором, где была сосредоточена почти вся городская торговля. По Булаку, в те времена судоходному, корабли с товарами подходили почти к самым торговым рядам, сбегающим по холму до современной улицы Баумана.

В XVIII веке Казань становится административным центром громадной губернии, крупным экономическим и культурным центром России. Город богатеет и постепенно застраивается новыми зданиями.

Наиболее интересными памятниками архитектуры, дошедшими до нас от XVIII века, является ряд сооружений, на которые наложил отпечаток стиль так называемого «московского барокко». На смену четким, спокойным, уравновешенным линиям архитектуры XVI—XVII веков стиль барокко принес пышность и декоративность форм, живописное богатство орнаментики и деталей. Как бы вознаграждая себя за суровую сдержанность архитектуры прошлого, строители соревнуются между собой в умении богаче и ярче украсить свои сооружения. Наружные стены и интерьеры сверху донизу покрываются каменной и деревянной резьбой, живописью, линии приобретают стремительность и динамичность.

Образцом русской архитектуры XVIII века является Петропавловский собор, построенный московскими и флорентийскими мастерами по заказу купца Михляева в память о пребывании Петра I в Казани (ул. Мусы Джалиля, 21). Строился  собор  в 1723— .1726 гг.

Собор хорош, когда смотришь, издали на гармоническое соотношение его частей, на стройную, изящную колокольню. Но еще лучше, кажется он, когда подходишь к нему вплотную. Он как бы приглашает обойти вокруг себя, прогуляться по широким галереям, полюбоваться затейливыми украшениями, резьбой, раскраской. Недаром за ним закрепилась слава одного из лучших произведений «московского барокко». По оригинальности замысла, по причудливости «украс» он уступает лишь собору Василия Блаженного в Москве и Строгановской церкви в Горьком.

План здания очень прост: вытянутый прямоугольник с тремя алтарными апсидами. Поясом украшений из «городков» алтарная часть расчленена на два яруса. Левая ее часть, переходящая во втором этаже в придел-крещальню, увенчана маленькой главкой.

С западной стороны, на уровне второго этажа — высокая паперть, на которую ведут две широкие лестницы с северной и южной стороны. Главной (парадной) лестницей является северная: раньше подход к собору был не со стороны улицы Мусы Джалиля, как сейчас, а от кремля.

На правой стороне площади, на склоне холма, можно увидеть сооружения Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного во времена Ивана IV (примерно в 1555— 1564 гг.). Первоначально монастырь был деревянным. В середине XVII века вместо деревянных строятся каменные здания монастыря. Особенно интересной была монастырская церковь. Симметричная в плане, она представляла собой удлиненный четверик, на котором над тремя восьмигранными барабанами возвышались три равновеликих шатра, увенчанные главами.

Интересна сохранившаяся колокольня: восьмерик, украшенный рельефными изразцами, заканчивается рядом кокошников, плавно переходящих в круглый барабан со шелевидными слухами, увенчанный маленькой главкой. Колокольня соединялась с церковью монашескими кельями и монастырскими службами. Весь монастырь был обнесен каменной стеной. За стеной, на самом краю обрыва, стояла небольшая часовня.

К числу наиболее древних построек кремля принадлежит здание Благовещенского кафедрального собора, сооруженное в  1556—1562 годах. Строили собор русские   зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй.

В первоначальном виде собор был четырехстолпной крестовокупольной постройкой кубической формы, увенчанной пятью цилиндрическими барабанами со шлемовидными главами. Сохранившиеся элементы внешнего декоративного убранства носят ярко выраженные; черты, свойственные псковскому зодчеству» своеобразная трактовка апсид (алтарных выступов), аркатурный поясок, каемчатые кирпичные орнаменты, оставшиеся еще на средней апсиде и центральном' (в настоящее время единственном) купольном барабане.

От Спасской башни влево по бульвару вдоль стен кремля можно выйти к Тайницкой башне, оформляющей северный въезд в кремль. Свое название она получила от башни, существовавшей в ханской Казани, под которой был потайной ход к источнику питьевой воды. При осаде Казани башня была взорвана, а построенная на ее месте каменная башня стала называться Тайницкой.

Тайницкая башня представляет собой массивный двухступенчатый четырехугольник, по верху первого яруса которого проходит круговая терраса, окруженная каменным парапетом. Башня более других выражает дух древности. Ее масштабы, сохранившийся коленчатый проезд, темные сумрачные своды — все это живо доносит до нас дыхание XVI века.

Спасская башня

Наибольший интерес в Казанском Кремле в художественном отношении представляет, несомненно, Спасская башня. Первоначально она была двухъярусной постройкой почти кубической формы. Стены ее, возведенные из известняка, были перекрыты деревянной крышей с небольшой дозорной вышкой на ней. Над проездными воротами в специальной нише выставлялась икона с изображением Христа-Спасителя. От» сюда и возникло ее название.

В XVII веке башня была надстроена. Два яруса искусно найденных в пропорциях восьмериков и шатровые покрытия придали ей нарядный вид. Высота башни 44 метра. Чтобы затруднить доступ в кремль, башня имела не сквозной, как сейчас, а коленчатый проезд. Двойной ряд крепких дубовых ворот, окованных железом, дополнялся железной решеткой, опускавшейся сверху в случае опасности. До сих пор сохранились штыри от ворот и пазы в стенах, по которым ходила решетка. Проходившая по верху второго яруса площадка и два ряда бойниц в стенах позволяли надежно оборонять башню.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.