Жители Казани хорошо знают этот дом по улице Горького (бывшая Лядская, 25) — в нем помещается музыкальная школа № 1.

Дом был построен в первой  половине XIX века для графини Апраксиной. Он имел все характерные  архитектурные черты дворянского особняка того времени: кроме  основного дома с  балконом  на  улицу, имелись  два боковых флигеля, обширный двор с многочисленными службами.   Внутри дома была анфилада высоких  парадных  комнат и более скромные жилые   помещения. Главную архитектурную ценность   представлял  зал-столовая с окнами, размещенными в полукруглом  выступе,   характерном для начала XIX века. Изящные коринфские колонны размещались с двух  его сторон. Над карнизом потолок был Заполнен поясом густой лепнины.

Традиционные небольшие хоры с одной стороны, а напротив - декоративная ваза дополняли своеобразное архитектурное решение зала. Убранство было незатейливо, но все выполнено с такой любовью и умением, что до сих пор не утратило своей красоты. В 1836 году дом был капитально перестроен по проекту казанского архитектора Фомы Ивановича (Иоганновича) Петонди, чьи работы отличались смелыми, оригинальными решениями. Сообразуясь с требованием городской застройки, Петонди перенес дом и флигели из глубины участка и расположил фасадами на улицу, снабдил главное жилое здание пилястровым портиком и тем самым выделил усадьбу среди других построек.

В 60-е годы XIX века этот дом приобрел Николай Баратынский, сын известного русского поэта Евгения Баратынского, и поселился в нем с женой Ольгой Александровной (урожденной Казембек) и детьми. Здесь, в этом доме, выросли внуки и правнуки поэта.

Новый хозяин тоже подверг дом внутренней и внешней перестройке; убрал наружный балкон, перепланировал парадные и жилые комнаты, сохранив анфиладную систему. На потолке появился лепной герб Баратынских (сохранился до нашего времени).

Несмотря на неоднократную перестройку особняка, черты основного архитектурного решения сохранились почти полностью. Но дом на Лядской представляет интерес не только как ценный памятник русского зодчества. Он был своеобразным очагом культурной жизни Казани на протяжении почти пятидесяти лет.

Не будучи богатыми, Николай Евгеньевич и его супруга, как могли, помогали крестьянам своих деревень: в неурожайные годы давали денег наиболее нуждающимся семьям, организовывали общественные столовые. В 1900 году Ольга Александровна построила небольшой дом для престарелых, взяв его полностью на свое обеспечение. Желая дать крестьянам заработок в зимнее время, Баратынская создала артель женщин - вышивальщиц. Расходы на материал и нитки она брала на себя и платила за готовые изделия. Кстати, Ольга Александровна была сама превосходной рукодельницей и с упехом обучала крестьянских женщин этому ремеслу. Их работы экспонировались на многих выставках: в Чикаго, Нижнем Новгороде, Казани).

Нужно отметить еще одну особенность дома на Лядской: он был открыт для всех, кто хотел учиться.. Первоначальную подготовку крестьяне и их дети проходили у Баратынских, а далее продолжали образование в средних и высших учебных заведениях, причем часто на их средства.

Подрастали дети и тоже принимали участие в общественной деятельности. Так, Екатерина Николаевна лечила обитателей дома престарелых, была желанным гостем в семьях крестьян. Александр Николаевич, будучи председателем попечительского совета Мариинской гимназии, председателем совета учительской семинарии, являлся организатором и инициатором учительских съездов, которые проходили в доме на Лядской. Там обсуждались многие насущные вопросы педагогики. Учителя считали А. Н.Баратынского своим другом и наставником

Обитатели дома на Лядской любили музыку, литературу, изобразительное искусство.. В Шушарах, их загородном имении, был свой театр, на сцене которого ставились произведения Чехова, инсценировались рассказы Толстого, басни Крылова. Роли в спектаклях и инсценировках исполняли вместе с Баратынскими крестьяне, а зрителями были жители соседних деревень. Часто представления переносились в дом на Лядской. В большом зале, в полукруглом выступе, сооружалась временная сцена, и спектакли в том же составе исполнителей показывались друзьям и знакомым.

Все члены семьи Баратынских отличались необыкновенной ,музыкальностью: они играли на различных инструментах, сами сочиняли музыку, руководили крестьянским оркестром, хором и нередко принимали участие в концертах.

В гостеприимном доме Баратынских кипели дискуссии, обсуждались новинки русской литературы.
В 90-е годы, гостем Баратынских нередко бывал Н. Г. Гарин-Михайловский. В июне 1892 года он был назначен - на должность заведующего железной дорогой. Знакомство с семьей Баратынских состоялось в 1894 году. В воспоминаниях о тех встречах очевидцы подчеркивали красоту и обаяние этого незаурядного человека.

О. А. Баратынская писала: «Я и все члены нашей семьи с большим интересом читали рассказы и очерки Николая Георгиевича. Гарин рассказывал нам о своих писательских планах, читал нам почти новый вариант «Гимназистов» (он готовил это произведение для отдельного издания в 1894 г.—В. 3.), знакомил нас с главами нового романа «Студенты». Он подарил моей дочери Екатерине книгу «Детство Темы» с дружеской надписью. Зная, что она печатает свои рассказы в местной газете «Волжский вестник», советовал ей «писать, пока молода».

И после Октябрьской революции дом на Лядской остался очагом культуры и просвещения. Сначала в нем помещалась школа № 14 имени А.Н. Радищева, где учились и дети Ксении Николаевны, правнуки поэта. Потом — и по сей день — «поселилась» музыкальная школа №1, старейшая, в Казани.

В. ЗАГВОЗКИНА.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.