В дореволюционной Казани было сорок с лишним церквей и несколько крупных монастырей. Но Богородицкий монастырь, расположенный на границе с Засыпкинской слободой занимает среди них совершенно особое место.

Видение девочки Матрены

В июне 1579 года в нижней части Казани, расположенной пол кремлем, вспыхнул пожар. К этому времени местное татарское население было полностью выселено, а их место заняли русские переселенцы.

Вскоре после пожара, охватившего значительную часть города, десятилетней дочери стрельца Данилы Онучина Матрене приснился вещий сон. Ей привиделась Богоматерь, которая дала девочке знать, что на месте их сгоревшего дома зарыт ее Пречистый образ. Девочка рассказала об этом взрослым, но никто не принял ее рассказа всерьез.

Прошло какое-то время, и в подвале дома Онучиных действительно нашли старинную икону, завернутую в рукав. Икона поразила собравшихся исключительной сохранностью и свежестью красок. Весть об этом облетела весь город. На место находки прибыл архиепископ Иеримей, который с почестями препроводил новообретенную икону в церковь Святого Николы. Так гласит предание.

Чудотворная икона

В конце XIX века ученые, исследовав найденную девочкой икону, пришли к выводу, что она является точной копией старинной иконы, в свое время вывезенной из Иерусалима в Константинополь. Как же этот список (т.е. копия) попал в Казань?

Высказывалось предположение, что икону - еще до покорения Казани - привез кто-то из местных мусульман в качестве боевого трофея, а затем спрятал в подвале. Не исключено, что члены семьи Данилы Онучина знали об этом и раньше, но поведали только после пожара, чтобы как-то реабилитировать себя в глазах горожан, поскольку пожар начался в их доме, возможно, по их вине. Вскоре вокруг иконы стали твориться чудеса. Пошел слух, что с помощью образа Пречистой Девы исцеляются неизлечимо больные, прозревают слепые... К ней стекались толпы паломников. Молва о чудотворной иконе распространилась далеко за пределы Казанского края. По заказу из Москвы с иконы сняли копию и послали в столицу. Увидев чудотворный образ и познакомившись с историей находки, Иван Грозный повелел соорудить в Казани на месте явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы и основать при ней девичий монастырь на сорок монахинь. С этого Указа и начинается более чем четырехвековая история Казанского Богородицкого монастыря.

Исчезнувший собор

Первоначальные постройки церкви и монастыря были деревянными. Среди первых монахинь была и Матрена Онучина, принявшая иноческое имя Мавра.

В 1595 году сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович повелел построить при монастыре вместо деревянного каменный храм. Хранителю же царских сокровищ Дементию Черемисову было приказано выделить из казны золото, жемчуга и драгоценные камни для украшения иконы Казанской Божьей Матери. За долгие годы своего существования Казанский Богородицкий монастырь неоднократно перестраивался, расширялся и обрастал новыми постройками. Центральное место среди них занимал ныне уже не существующий собор Казанской Богоматери - великолепное здание с пятью величавыми главами и тремя коническими портиками. Он был центром уникального архитектурного ансамбля. В его главном иконостасе в специальном киоте по левую сторону от царских врат находились две казанские святыни - две старинные иконы: Казанской Божьей Матери и Спасителя.

Собор построен в 1798 - 1807 годах губернским архитектором Ф.Емельяновым по проекту великого русского зодчего И. Старова (автора проекта Таврического дворца в Петербурге).

И снова об иконе

Икона Казанской Божьей Матери очень скоро превратилась в общерусскую святыню. Небольшая (26,5 на 22 см) деревянная, выполненная в стиле древнего греческого письма, она была обшита малиновым бархатом с прорезанными отверстиями для ликов Богоматери и Спасителя и руки Спасителя. Икона имела две драгоценные ризы: одну из чистого золота с инкрустацией из 18 крупных бриллиантов и 412 драгоценных камней, другую - сплошь унизанную жемчугом с бриллиантовой короной, пожертвованной Екатериной II во время посещения Казани в 1767 году. Эту ризу украшали 479 бриллиантов, 100 алмазов и 1120 других драгоценных камней.

"Святое знамя России", как называли икону Казанской богоматери, почиталось всем православным миром. День ее обретения, 8 июля, отмечался как общероссийский праздник. Заступничеством казанской иконы объяснялись победы русского оружия в 1612 и 1812 годах, изгнание из Москвы поляков и французов.

В Казанском соборе на Красной площади в Москве и в Казанском соборе на Невском проспекте в Петербурге находились списки этой иконы. Сам же первообраз (подлинник) хранился в Казани. Но уберечь общерусскую святыню не удалось.

Летом 1904 года, когда Казань и вся Россия готовились к очередному празднику обретения иконы Казанской Божьей Матери, было совершено величайшее святотатство. 29 июня икону похитили из летнего храма при Богородицком монастыре. Как выяснилось в ходе следствия, хищение совершил матерый вор и грабитель Чайкин (Варфоломей Стоян). В тот же день Чайкин и его сообщники изрубили икону и сожгли в печи, а ризу содрали и поделили между собой. Как позднее объяснил сам вор, схваченный полицией, он самолично порубил и сжег икону, чтобы доказать всему свету, что никакая она не святая, а просто доска. И он, вор, может безнаказанно надругаться над ней. Дело о хищении Казанской чудотворной иконы всколыхнуло всю Россию. Им постоянно интересовался императорский двор, поскольку икона считалась покровительницей дома Романовых. Некоторые прорицатели пророчили на этом основании скорую гибель императорской семьи. И в общем оказались недалеки от истины.

Сам Стоян-Чайкин немного не дожил до революции и умер в Шлиссельбургской тюрьме в 1916 году в возрасте 38 лет. От иконы остались лишь копии и некоторые драгоценности, украшавшие этот уникальный предмет культа и неповторимое произведение искусства.

Монастырь после революции

К 1917 году в Казанском Богородицком монастыре обитали 66 монахинь и 241 послушница, которыми управляла игуменья. Кроме того, здесь был дом призрения, в котором воспитывалось около 200 сироток - девочек до 16 лет. Монастырь принадлежал к первому классу и считался одним из крупнейших в губернии.

В 1920 году принадлежавшие монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения перешли в собственность государства.

В 1930 году взорвали собор Казанской Богоматери - уникальный памятник русского классицизма вместе со стоявшей рядом величественной колокольней. До наших дней дошли лишь немногие здания этого некогда прекрасного архитектурного комплекса. Наиболее древним из сохранившихся строений является Софийская надвратная церковь (коней XVII - начало XVIII века). Вконец обветшали ни разу не видевшие ремонта Братский и Настоятельный корпус (1810 - 1835 гг.). То же произошло и с прекрасным памятником классической архитектуры - теплым храмом Николы Тульского (1806 - 1816 гг.), своеобразными башнями ограды.

Больше других повезло Крестовоздвиженской церкви (1877 г.), где сейчас находится учебный корпус КГПУ. Это единственное здание монастыря, на которое можно смотреть без боли.

В последние годы здесь начаты восстановительные работы. Уже возвращена к жизни надвратная церковь Святой Софии, освященная вновь в 1994 году. Внутреннее убранство храма пока что очень скромное - иконостас современной работы и несколько икон, пожертвованных другими церквями. Прежние прекрасные фрески на стенах полностью уничтожены - их придется воссоздавать заново. Службу в этом храме ведет молодежная православная община.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.