Петропавловский собор — ценнейший памятник архитектуры — явление в провинциальном зодчестве почти исключительное. Он стоит на возвышенном месте, перекликаясь своими формами, устремленными ввысь, с вертикалями башен Казанского Кремля, и как бы парит над городом, обогащая его силуэт.

Петропавловский собор

Строительство собора было осуществлено на средства богатого казанского купца-промышленника, владельца казенной суконной мануфактуры Михляева в честь пребывания в 1722 году в Казани Петра I перед его походом к берегам Каспийского моря. Строительство этого собора начали в 1723 году. С его постройкой очень торопились и пригласили местных мастеров, которые из-за недосмотра и неопытности допустили ошибки в кладке стен и сводов, и почти законченный храм... рухнул. Узнав об этом, Петр I прислал в Казань опытных каменщиков и зодчих, которые заново возвели Петропавловский храм, закончив его постройку в 1726 году. К сожалению, до сих пор мы не знаем имен создателей этого великолепного архитектурного творения. Ясно лишь одно — оно выполнено руками талантливых мастеров в стиле русского барокко.

Подобно многим московским храмам той эпохи, Петропавловский собор представляет собою двухъярусное бесстолпное сооружение, прямоугольное в плане, с пристроенными к нему с восточной стороны тремя алтарными абсидами, а с западной — трапезной. К основному объему здания с двух сторон примыкает открытая обходная галерея с ведущими на нее двумя широкими парадными крыльцами. Обходная галерея с восточной стороны замыкается небольшим приделом с круглой алтарной частью.

Наружные стены собора богато украшены резьбой по белому камню, позднее расписанному. Оконные и дверные наличники пышно орнаментованы прекрасно прорисованными резными деталями. Купол, устремленный ввысь, весь отделан причудливой лепкой. В соборе было два храма — верхний и нижний. Наиболее сохранился верхний храм. Внутренние стены его декорированы лепным орнаментом и расписаны масляной живописью, к сожалению, несколько испорченной при подновлении. Большой интерес представляет сохранившийся богатый своим декоративным убранством деревянный резной золоченый шестиярусный иконостас.

В целом собор поражает пышностью и вычурностью затейливых украшений фасадов и богатством цветной гаммы наружной расколеровки. По оригинальности замысла, по причудливости «украс» он уступает лишь собору Василия Блаженного в Москве и Строгановской церкви в Горьком.

Рядом с собором стоит стройная шести ярусная сорокапятиметровая колокольня, сооруженная в то же время. Своим силуэтом и обработкой деталей она несколько напоминает западные ратушные башни, и в то же время гармонично сочетается с объемом собора в едином архитектурном ансамбле». «Песня песней» — так назвал один московский искусствовед колокольню Петропавловского собора, в которой находится семейная усыпальница Михляевых.

Собор несколько раз горел. Но после каждого пожара он обновлялся с большими или меньшими отклонениями от своего первоначального вида. В 1888—1891 годах собор был капитально отремонтирован и восстановлен в своем первоначальном виде. Последний раз колокольня и собор реставрировались в 1973 и 1975 годах. При производстве реставрационных работ Петропавловский собор почти всегда находился под наблюдением опытных зодчих, только поэтому он хорошо сохранился и до сих пор пленяет нас своей красотой.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.