«Горделивость Казани» — университет, несомненно, лучший памятник казанской архитектуры XIX века. Классически ясные линии и строгие формы, гармоническая простота художественного решения ставят его в один ряд с самыми выдающимися памятниками зодчества первой половины XIX века. Кажется, нет ни одного человека, попавшего хоть на несколько часов в Казань, который бы не стремился осмотреть это сооружение. И не только славная история университета привлекает людей. Сама архитектура делает его интересным объектом осмотра.

Строительство зданий университетского комплекса началось в 1822 году по проекту архитектора П. Г. Пятницкого.

Большую роль в сооружении этих зданий сыграл профессор университета Н. И, Лобачевский. Вникая во все вопросы строительства, он энергично и смело применял новое, проводил лабораторные испытания извести, красок и других строительных   материалов, при постройке обсерватории впервые использовал цемент, восхитивший его   отличными свойствами. Благодаря Н. И. Лобачевскому для строительства выбиралась лучшая   известь, бутовый камень, покупался   кирпич лучшего сорта.

Главный корпус университета построен в 1825 году. Его длина 160 метров. Украшают здание три портика: центральный из двенадцати колонн ионического ордера и боковые— из шести Пилястры и портики зрительно уменьшают утомительную протяженность здания, а четко очерченные колонны как бы увеличивают высоту, заставляя взгляд скользить по вертикали.

Воображение современников поражал вестибюль, украшенный статуями великих людей и героев. Из вестибюля парадная лестница вела в предактовый зал и церковь, которую Пятницкий устроил по образцу домовой церкви князя Голицына в Петербурге. Архитектурно-художественное убранство университетской церкви было выполнено в дорическом стиле. Актовый зал выдержан в строгой классической манере и единственным его украшением является карниз.

А теперь выйдем на университетский двор. Когда-то он был не застроен, а на пустыре находился ботанический сад, в 1834 году переведенный на берег озера Кабан.

Для застройки университетского двора в 1832 году был приглашен известный в то время академик архитектуры М. П. Коринфский, построивший ряд прекрасных зданий во многих городах Поволжья. Он использовал в какой-то мере план застройки, разработанный еще П. Г. Пятницким, но изменил его сообразно своему замыслу. Круглое здание обсерватории Коринфский отодвинул в глубь двора и отдал его под анатомический театр.

Являясь центром дворовых построек, анатомический театр как бы противопоставлен громадному массиву главного корпуса. Четырехугольное здание, покрытое куполом, имеет на фасаде полуротонду, украшенную ионическими колоннами на высоком цоколе. Центральной частью внутренних помещений анатомического театра является двухсветная круглая аудитория (часть ее занимает анатомический музей), за ней находятся лаборатории и служебные помещения.

С двух сторон от анатомического театра находятся физико-химический корпус и библиотека. Оба здания покоятся на цокольных этажах. Подоконные пространства с декоративными балюстрадами, высокие крыльца зданий украшены мощными колоннами с фронтонами.

Двухсветная аудитория физико-химического корпуса объединяет два этажа: на первом — химические лаборатории. Здесь вы можете осмотреть кабинет и лабораторию А. М. Бутлерова, На втором — физический кабинет.

В библиотечном корпусе три пятых его объема когда-то занимал читальный зал. Сейчас здесь книгохранилище.

Здания библиотеки и физико-химического корпуса соединялись с анатомическим театром решетчатой колоннадой, общий рисунок которой был найден удивительно удачно (колоннада не сохранилась).

В западной части университетского городка находится обсерватория, построенная архитектором Коринфским. Здание стоит на высоком цоколе, который скрыт террасой, укреплено дорическим фризом и высокими арочными окнами. На плоской крыше, окруженной высоким парапетом, установлена массивная вращающаяся башня и две боковые — небольших размеров. Здание прекрасно приспособлено для ведения астрономических наблюдений.

Недалеко от обсерватории, фасадами на улицу Ленина выходят два небольших здания. Левое из них — бывший ректорский дом. В этом доме жил Н. И. Лобачевский — ректор университета с 1827 по 1846 год. Против «ректорского дома» в 1896 году выдающемуся ученому был установлен памятник. Великие математические открытия Н. И. Лобачевского, его «неэвклидова геометрия» получили мировое признание. В 1893 году широко отмечалось 100-летие со дня рождения великого геометра. На средства, собранные по всероссийской подписке, был сооружен памятник — бюст ученому работы М. Л. Диллон, известной женщины-скульптора того времени. Двухметровый бронзовый бюст установлен на колонне из черного полированного гранита и двуступенчатом постаменте из серого неполированного гранита. Н. И. Лобачевский изображен в сюртуке с высоким воротом, на левой стороне звезда — орден Станислава, полученный им за заслуги перед отечеством. Широкий открытый лоб, твердые линии лица, сжатые губы — черты лица, хорошо знакомые по портретам гениального ученого.

Вы уже, наверное, обратили внимание на здание, расположенное справа от памятника. Это здание Республиканской библиотеки им. В. И. Ленина. До революции дом принадлежал Зинаиде Ушковой, родственнице елабужского купца, владельца Бондюжского химического завода. Рассказывают, что дом — свадебный подарок и что стоил он миллион рублей. Архитектор К. Л. Мюфке, создавая проект, учел вкус заказчика. Здание богато орнаментировано, украшено полуколоннами, угол здания оформлен в виде полукруглого выступа, окруженного балконом с решеткой из кованого железа. Стены пышно декорированы, богато разработан парапет. Все в экстерьере рассчитано на то, чтобы поразить воображение обывателей и подчеркнуть богатство владельца дома.

Еще большей роскошью и причудливостью отличаются интерьеры здания: вестибюль и парадная лестница отделаны в восточном стиле — медные украшения, витражи с изображениями птиц и драконов. Стены столовой обшиты мореным дубом, наверху небольшие хоры для оркестра. Парадный зал выполнен в стиле ампир. Есть здесь особая комната — грот, где все напоминает естественную пещеру (лепка имитирует сталактиты, спускающиеся с потолка). Внутренняя отделка этого зала полностью сохранилась.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.