Образцом русской архитектуры XVIII века является Петропавловский собор, построенный московскими и флорентийскими мастерами по заказу купца Михляева в память о пребывании Петра I в Казани (ул. Мусы Джалиля, 21). Строился  собор  в 1723— .1726 гг.

Собор хорош, когда смотришь, издали на гармоническое соотношение его частей, на стройную, изящную колокольню. Но еще лучше, кажется он, когда подходишь к нему вплотную. Он как бы приглашает обойти вокруг себя, прогуляться по широким галереям, полюбоваться затейливыми украшениями, резьбой, раскраской. Недаром за ним закрепилась слава одного из лучших произведений «московского барокко». По оригинальности замысла, по причудливости «украс» он уступает лишь собору Василия Блаженного в Москве и Строгановской церкви в Горьком.

План здания очень прост: вытянутый прямоугольник с тремя алтарными апсидами. Поясом украшений из «городков» алтарная часть расчленена на два яруса. Левая ее часть, переходящая во втором этаже в придел-крещальню, увенчана маленькой главкой.

С западной стороны, на уровне второго этажа — высокая паперть, на которую ведут две широкие лестницы с северной и южной стороны. Главной (парадной) лестницей является северная: раньше подход к собору был не со стороны улицы Мусы Джалиля, как сейчас, а от кремля.

 Во втором ярусе простенки между окнами украшены рельефными изразцами с изображениями белых и желтых цветов по голубому полю. По отношению ко всей массе собора четверик несколько смещен к восточной стороне. На четверике установлен восьмигранник, весьма характерный для стиля барокко. Над восьмигранником — две небольшие граненые главы, поставленные одна над другой. Особенностью Петропавловского собора является то, что вместо тяжелых каменных фронтонных украшений по карнизу восьмигранника идут ажурные украшения из кованого железа, которые придают зданию особую стройность и легкость.

Наружные стены собора богато украшены бой по белому камню, позднее расписанному. Стены, обрамления дверей, наличники окон изумляют богатством орнаментации, изображающей гирлянды виноградных лоз, трав и различных фруктов. Изящны и нарядны парные полуколонки, увитые виноградными листьями.

В соборе было два храма — верхний и нижний. Верхний сохранился почти без изменения. Трапезная и алтарь отделены от остального пространства церкви толстыми стенами, в которых пробито по три арочных проема.

Рядом с собором, недалеко от алтарной части, стоит колокольня, сооруженная в то же время. Стройная и изящная, она, как и собор, являет собой прекрасный образец русского барокко. Она и поставлена отдельно от церкви в соответствии с требованиями этого стиля.

До недавнего времени на первом этаже собора располагался планетарий, а во втором размещается научно-реставрационная мастерская.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.