На правой стороне площади, на склоне холма, можно увидеть сооружения Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного во времена Ивана IV (примерно в 1555— 1564 гг.). Первоначально монастырь был деревянным. В середине XVII века вместо деревянных строятся каменные здания монастыря. Особенно интересной была монастырская церковь. Симметричная в плане, она представляла собой удлиненный четверик, на котором над тремя восьмигранными барабанами возвышались три равновеликих шатра, увенчанные главами.

Интересна сохранившаяся колокольня: восьмерик, украшенный рельефными изразцами, заканчивается рядом кокошников, плавно переходящих в круглый барабан со шелевидными слухами, увенчанный маленькой главкой. Колокольня соединялась с церковью монашескими кельями и монастырскими службами. Весь монастырь был обнесен каменной стеной. За стеной, на самом краю обрыва, стояла небольшая часовня.

В XVIII веке у стен монастыря находился острог, в котором содержался Емельян Пугачев.

В конце XIX века Иоанно-Предтеченский монастырь пришел в ветхость.
К постройкам XVII века принадлежит также Гостинодворская церковь, расположенная на территории бывшего гостиного двора (к ней можно пройти через небольшой скверик у стен Иоанно-Предтеченского монастыря). Церковь построена в 1634 году и когда-то относилась к наиболее оригинальным памятникам казанской архитектуры XVII века.
Если вы интересуетесь своеобразием архитектуры русского церковного зодчества XVII века, можете проехать в Кировский район города и посмотреть еще один архитектурный памятник.

Справа от железнодорожного полотна на довольно высоком холме возвышается сохранившаяся часть строений Зилантова монастыря.

Истинное его название - Успенский монастырь, но вскоре после своего основания он стал называться Зилантовым по имени мифического чудовища—дракона Зиланта, который якобы скрывался на горе. Монастырь воздвигнут в начале XVII века на месте Древнего булгарского городища.

Собор Зилантова монастыря построен в духе псковско-новгородского зодчества, но со значительным нарушением канона церковного строительства: над четырьмя обычными подкупольными арками строители перекинули две дополнительные поперечные арочки и из этого квадрата с помощью, так называемых, парусов вывели главный купол.

Время не пощадило это строение. Но и в полуразрушенном виде оно все еще сохраняет особенности той, столь далекой от нас эпохи.

Каждый век, каждая эпоха накладывает на архитектуру свой неизгладимый след.

Когда мы всматриваемся в суровые, монументальные, почти лишенные каких-либо украшений оборонные сооружения Казанского кремля, строгие в линиях церкви и соборы XVI—XVII вв., воображению живо рисуются картины средневековой жизни: воины, закованные в доспехи, караульные и дозорные, перекликающиеся в ночи, жаркие схватки у стен.

Но приходят иные времена, и архитектура облекает в плоть совсем другие устремления общественно-политического и экономического развития.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.