Первые сведения  о казанском Гостином дворе относятся к 60-м  годам XVII века, но  как тогда выглядело здание, мы уже не узнаем. С незапамятных времен  оно было на редкость невезучим: ни один большой городской пожар не пощадил  его и Гостиный двор горел и в 1797, и в 1815, и в 1842  годах. После пожара 1842-го архитекторы X. Крамп и И. Бессонов произвели   капитальную  реконструкцию злополучного дома, после которой северная его часть была отдана под ломбард, а  в северо-западной разместился Городской музей. О  ломбарде  история сведений  не сохранила, что неудивительно.  Музей же сразу приобрел известность и заслуженную славу — и этим город  обязан  известному казанскому ученому    и коллекционеру   Андрею Федоровичу Лихачеву.

Еще со студенческих лет этот незаурядный человек живо интересовался археологией и этнографией, историей и изящными искусствами, собирая монеты, картины древности и предметы народного быта. Лихачев не был собирателем-дилетантом — его разносторонние увлечения соединялись с глубоким пониманием дела и солидным образованием. Особое внимание он всегда уделял изучению истории волжского края. Достаточно сказать, что оставленная им коллекция булгарских древностей — лучшая в мире по своей полноте и разнообразию.

 

Обладая значительными средствами, позволявшими   приобретать   весьма дорогостоящие порой редкости и предметы искусства, он в течение тридцати лет сумел собрать целый обширный музей на дому.   Взглянуть на знаменитую коллекцию приезжали многие российские и иностранные ученые, и их интерес вполне объясним: собрание Лихачева   насчитывало более 40 тысяч предметов.   В него вошли до 15 тысяч   археологических   и   этнографических  экспонатов, свыше 24 тысяч различных монет     и медалей, полторы   тысячи   редких книг, до. пятисот картин, в том числе Рембрандта, Тициана, Мурильо, Брюллова, Айвазовского, Шишкина...

После смерти Лихачева в 1890 году его брат — вице-адмирал Иван Лихачев — выкупил у вдовы коллекцию за 30 тысяч рублей и передал ее в дар городу для создания Городского музея. Воистину царский подарок был вручен с единственным условием: не разобщать лихачевскую коллекцию, не смешивать ее с другими экспонатами.

С тех пор утекло немало воды, произошло много изменений — пополнялась экспозиция, преображалось Здание...

После революции и гражданской войны экспонатов в музее существенно прибавилось. Вырос и дом — в 1933— 35 годах по проекту архитекторов М. Григорьева и П. Сперанского его реконструировали и надстроили двумя этажами. Там, где когда-то был ломбард, разместились многочисленные учреждения и организации, вплоть до военной кафедры университета.

Условие, поставленное Иваном Лихачевым, было нарушено — многое из первоначальной экспозиции переместилось в другие залы, а кое-что — ив другие музеи...

В 1987 году вновь взлетел на крышу здания «красный петух» — выгорели два верхних этажа. Не повезло и нижним: при тушении огня пожарные щедро залили их водой. Музей сильно пострадал и не оправился от беды до сих пор. Работы по ремонту здания идут — решено восстанавливать пострадавшую часть дома по старому проекту архитектора Колмакова, так что музей скоро вновь станет двухэтажным.

Что еще ждет старинное здание напротив Кремля, уже который раз восстающее из пепла?..

Алексей ГРИГОРЬЕВ.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.