Петропавловский собор — ценнейший памятник архитектуры — явление в провинциальном зодчестве почти исключительное. Он стоит на возвышенном месте, перекликаясь своими формами, устремленными ввысь, с вертикалями башен Казанского Кремля, и как бы парит над городом, обогащая его силуэт.

Петропавловский собор

Строительство собора было осуществлено на средства богатого казанского купца-промышленника, владельца казенной суконной мануфактуры Михляева в честь пребывания в 1722 году в Казани Петра I перед его походом к берегам Каспийского моря. Строительство этого собора начали в 1723 году. С его постройкой очень торопились и пригласили местных мастеров, которые из-за недосмотра и неопытности допустили ошибки в кладке стен и сводов, и почти законченный храм... рухнул. Узнав об этом, Петр I прислал в Казань опытных каменщиков и зодчих, которые заново возвели Петропавловский храм, закончив его постройку в 1726 году. К сожалению, до сих пор мы не знаем имен создателей этого великолепного архитектурного творения. Ясно лишь одно — оно выполнено руками талантливых мастеров в стиле русского барокко.

медресе Мухаммадия

«В истории татарской культуры часто упоминается медресе «Мухаммадия».

Более 200 лет прошло с тех пор, как возводился дом, где располагалась крупнейшая из мусульманских школ-медресе России — «Мухаммадия», известная в конце XIX — начале XX вв. демократической направленностью в обучении и выступлениями шакирдов (учащихся). Именно здесь сформировался талант многих общественных деятелей татарского народа, в том числе Г. Камала, Ф. Амирхана, X. Ямашева, К. Тинчурина, К. Якубова.

Высокое трехэтажное здание обращает на себя внимание, прежде всего своим необычным расположением: оно стоит под углом к улице, имеет своеобразную форму и оформление фасада.

Улица Толстого, 14... Таков адрес Казанского суворовского училища. Среди зданий, в которых оно расположилось, есть добротный старый дом, памятник истории и архитектуры первой половины XIX века.

Место для здания выбрано как нельзя более удачно: на высоком берегу Казанки в старой липовой роще (казанцы называли ее Неёловой). Это один из самых живописных уголков, к тому же расположенный в центральной части города.

Здание построено в 1838 -1844 гг. по проектам М.П. Коринфского и Ф.И. Петонди. Заканчивал строительство зодчий А.И. Песке. Им были внесены небольшие изменения в планировку здания и оформление фасада. В 1933 -1936 гг. здесь надстроен третий этаж (архитектор Ашмарин).

казанское суворовское училище

Кого готовил институт благородных девиц

Дом, предназначенный для института благородных девиц, возводился на средства казанской помещицы Анны Николаевны Родионовой. Поэтому официально институт назывался Родионовским (с разрешения императора Николая I).

Институт открылся в 1841 году. Обучались в нем девушки из дворянских семей, получая профессию домашних учительниц. Учащиеся проводили в институте все время. Даже летом не разъезжались по домам на каникулы, отдыхали, гуляя в своем прекрасном парке.

В 1995 году исполнилось 105 лет со дня основания Казанского государственного цирка. Цирк был основан в 1890 году и первоначально располагался на Черном озере рядом с парком на перекрестке нынешних улиц Чернышевского и Дзержинского. Сейчас на этом месте находится автостоянка. Основали цирк братья Никитины — цирковые артисты и предприниматели Дмитрий Александрович, Аким Александрович и Петр Александрович. Они построили в 1879 году первый Русский цирк в Пензе, а в 1890 году — в Казани. Цирк был не очень большой, деревянный и уютный.

Казанский цирк

Богатые люди сидели в первых рядах и в ложах зрительного зала, а те, у кого не было денег, смотрели представление с галерки на самом верху. 1 сентября 1912 года в газетах сообщалось, что в Казань приехал Шаляпин и 31 августа присутствовал на представлении в цирке Никитиных.

По случаю торжественного мусульманского праздника Уразы было подготовлено блестящее представление в трех отделениях. Цирк был переполнен. Выступали приглашенные на гастроли знаменитые гимнасты — 12 арабов из Марокко. Выход А. Никитина с четверкой дрессированных лошадей сопровождался овациями. Братья Костанди, китайская труппа с медвежонком, упражнения на вращающейся лестнице, группа Амом. В третьем отделении встречались пять пар борцов.

«В истории башни Сююмбике всегда было много болезненных вопросов. Сейчас пришло время посмотреть правде в глаза...» - так объяснил необходимость Проведения «круглого стола» для историков, археологов, архитекторов, геологов и геофизиков заместитель Директора заповедника «Казанский кремль» Нияз Халитов.

Лет десять назад, с его точки зрения, обсуждать состояние и статус башни Сююмбике было бы рискованно. Не секрет, что Казанский кремль не сохранив себе ничего татарского. Хотя доказано, что именно здесь начиналась Казань, здесь похоронены первые ханы и здесь когда-то находились главные татарские святыни. Поэтому татарстанцам сегодня хочется верить, что один памятник тех времен все же сохранился и что это – башня Сююмбике. Неспроста же, мол, она увенчана полумесяцем, а у ее подножия издавна молятся мусульмане.

Мостов казанских перетруженные спины...

Казалось бы, нехитрая штука — мост. Ну, стоит себе и стоит, и не обращаешь не него внимания, даже если проезжаешь по нему ежедневно. А представьте, себе, что все казанские мосты и мостики вдруг в одночасье исчезли — все движение было бы моментально парализовано!

А теперь попробуйте мысленно перенестись на сто лет назад, когда еще не ездили через Казанку и Булак трамваи и автобусы, не было на дорогах рельсов и асфальта. Мосты тогда появлялись и исчезали: хрупкие деревянные конструкции то сметались ледоходом, то разрушались от интенсивной эксплуатации.

Неизвестные страницы истории

Известно, что официальное открытие городского музея в Казани состоялось сто лет тому назад - 5 апреля 1895 года в час дня. Но материалы архивов и периодической печати тех лет свидетельствуют: казанский городской музей функционировал в бывшем здании Гостиного двора уже с 1894 года! Да и нарядный фасад свой здание обрело не в 95-м году, как считают многие историки и архитекторы, а значительно раньше.

Газета «Казанский телеграф» за 9 января 1895 года подтверждает этот факт. На первой полосе она помещает броское объявление: «В помещении городского музея на Воскресенской улице, против здания Городской думы только четыре дня с 12 по 16 января сего года с благотворительной целью имеет быть Выставка художественных произведений и изящных искусств с продажею выставленных вещей. Сбор с выставки в пользу Казанского Попечительного о бедных Комитета Императорского Человеколюбивого Общества с стоящим при нем Дамским   Отделением. Выставка открыта с 12 до 4 часов дня. Цена за вход с благотворительным сбором 22 копейки».

До революции в России после окончания бесплатной начальной школы, где преподавали закон Божий, русский язык, арифметику да чистописание, если на то позволяли средства (с пансионом — как минимум 350 руб. в год!) поступали в платную гимназию. Классическая гимназия была 7-классной с... 8-летним сроком обучения (7-й класс – двухгодичный). Почти половина учебного времени приносилась в жертву латыни и греческому.

Вершиной пирамиды была «альма матер» — Российский Университет!

На самой живописной, а возможно, и первой улице древней Старо-Татарской слободы, история которой уходит корнями в век тринадцатый, а может, и ранее, стоит симпатичный трехэтажный дом, выходящий окнами на озеро Кабан. Дом этот ныне жилой и находится в самом конце улицы Ш.Марджани, известной многим поколениям казанцев как улица Комсомольская. Люди, живущие в нем, знают, что дом их очень древний и принадлежал некогда известному в Казани купцу Хусаинову.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.