Сколько татарских газет и журналов издавалось в начале XX века?

Иные «теоретики национального вопроса» называли татарскую литературу младописьменной.

Договаривались до того, что татары, дескать, обрели свою письменность и печатные органы только после Октябрьской революции. Такого рода клеветнические (а может, просто невежественные?) утверждения уже получили достойный отпор. Но сколько именно газет и журналов издавалось в начале XX века? Вопрос этот оставался до последнего времени малоисследованным.

Работа над новым библиографическим указателем «Татарская периодическая печать начала XX века» (составители Р. Гайнанов, Р. Марданов и Ф. Шакуров) продолжалась более десяти лет. В ней приняли участие кафедра истории татарского народа КГУ и отдел рукописей и редких книг Национальной библиотеки РТ. Книга вышла в 2000 году в издательстве «Милли китап» в серии «Сотрудничество». Указатель включает в себя сведения о 310 газетах и 89 журналах, издававшихся на татарском языке в разных городах и регионах России в 1905 -1924 годах.

История, смысл и особенности...

Императорским указом 1730 года был утвержден официальный герб Казани и Казанской губернии. В указе говорилось: «Змей черный, под короною золотою, казанскою, крылья красные, поле белое». Откуда взялся этот герб?

Свидетельство Каюма Насыри

герб казаниВеликий просветитель татарского народа Каюм Насыри записал один из древних вариантов легенды, бытовавшей среди татарского населения Казани. В «Календаре» за 1881 подговорится:

«После того как построили крепость (Казань - Авторы,) народ еще боялся собираться в крепости, потому что в этих местах повсюду, точно копны, кучами лежали змеи, настоящие драконы (аждаха), толстые, как бревна. По ним произошло и название Джилан тау, то есть Змеиная гора. До гор Адмиралтейских (т.е. возвышенности, холмов), изобиловавших тогда ягодами, как и на (соседних) холмах, было много крылатых драконов, что и отмечено в гербе Казанской губернии изображением дракона-змеи. ...Затем хан, построивший Казань, собрал своих визирей и устроил с ними совет, каким бы образом истребить змей. Под конец решили так: туда, где лежали змеи, натаскать соломы и поджечь.

...Нашли одного проворного юношу и, посадив его на лошадь, послали туда, где была наложена солома. Юноша высек огонь огнивом и, зажегши огонь, бросил его в солому. Когда солома загорелась, одна большая змея, взяв в зубы свой хвост, покатилась, как кольцо, за ним.
Догнала юношу сзади и, нанося ему удары, погубила его.

Но солома уже разгорелась, и много змей погибло в пламени. А оставшиеся в живых заползли под землю и спрятались в своих норах. Но и их истребили огнем от пороха. Когда все змеи были истреблены и окрестности города стали для людей безопасны, народ стал собираться и заселять город».

В этом древнем варианте легенды обращают на себя внимание детали: высекание огня огнивом, выкуривание врагов из нор с помощью пороха. Возможно, что в последнем случае народ хранил память о подкопах и взрывах во время осады Казани. Само же выжигание новой местности отражает практику подсечно-огневого земледелия, когда прежде чем засеять поле приходилось выкорчевывать и сжигать деревья и кустарники.

Каким был Зилант

Легенды о змеях (джилан) на месте Казани были широко распространены в народе и дошли до нас во многих вариантах. Один из вариантов записал казанский летописец еще в середине XVI века.

По его словам, среди множества змей, обитавших на месте Казани, один был главным, или предводителем. Татары называли его Аждаха, русские - Зилантом. Он имел две головы: одну змеевую, другую воловью. Одной головой он ел зеленую траву, а другой пожирал молодых джигитов и девушек, которых свозили к нему со всей округи. (Видимо, в этом факте отразился древний обычай «дани кровью», когда местные жители вынуждены были поставлять иноземным захватчикам или своим феодалам юношей для войска и девушек для гарема.)

Люди обходили это место стороной, так как боялись свиста змеиного.

Когда на этом месте решили построить крепость, обратились к колдуну, и он посоветовал натаскать сюда побольше соломы и сухого хвороста и поджечь. Так и сделали. Как гласит легенда, когда в жарком пламени горели бесчисленные змеи, стоял «такой лютый смрад, что замертво падали люди, кони и верблюды».

Змей уничтожили, а их предводитель Зилант по одной легенде перебрался на соседний холм - Джилан тау (Зилантов), а по другой - вместе с клубами черного дыма взлетел в небо и опустился в озеро Кабан. С тех пор он якобы живет в пучине и мстит казанцам, унося на дно то их самих, то их детей.

Эта легенда нашла отражение и в художественной литературе, причем не только татарской. Так, известный казанский поэт Гавриил Каменев (1772 -1803) на основе легенд о Зиланте написал романтическую поэму «Громвал». В поэме мы находим подробные описания двух летающих змеев Зилантов, стерегущих в стальной темнице похищенную невесту героя -Рогнеду. В примечаниях к поэме поэт объясняет, что Зилантом называли в старину огромного  змея, живущего в пещере над Казанкою. Есть в поэме и красочное описание местности вокруг Зилантовой горы, во многом совпадающее с действительным видом.

Истоки легенды

По словам биологов, вполне возможно, что на Зилантовом холме когда-то во множестве обитали змеи, может быть, какая-нибудь крупная разновидность гадюки.

Однако нельзя забывать, что легенды - это прежде всего продукт народного творчества, поэтому они не всегда поддаются прямолинейно-рационалистическому толкованию. Легенды о летающем змее бытовали и в древнем Булгаре.

Небольшой пограничный городок древних булгар на реке Шешме также назывался Зилантау. Змеиные горы, озера и даже городки (Зилан-кала, Чжелян и др.) во множестве есть и на Алтае, где жили предки булгар - кыпчаки. Более того, английский ученый Дж. Джосселин еще в XVII веке опубликовал родовой знак американских индейцев племени команчи, почти полностью совпадающий с гербом Казани. Случайно ли это? Такие ученые, как Л. Гумилев, М. Закиев, А. Каримуллин и другие, считают, что некоторые племена американских индейцев являются по своему происхождению тюрками и пришли в Америку из Азии по некогда существовавшему сухопутному коридору в Беринговом проливе. Так, в Северной Америке тоже есть река Казан. Возможно, как считают некоторые ученые, и название племени команчи произошло от слова «Казан». Может быть, это те самые племена, что на заре нашей эры дали название реке Казан-су, а потом и городу.

Символ мудрости и силы

После покорения Казани змей стал символизировать поверженную исламскую веру. Достаточно вспомнить знаменитую икону, на которой изображен Георгий Победоносец, протыкающий копьем змея. И вообще в христианской вере змей является искусителем, гадиной, олицетворением нечистой силы и коварного врага.

Но у древних булгар летающий змей имел совсем иной смысл. Он символизировал мудрость, силу, бесстрашие и бессмертие и в этом своем значении украшал герб Волжской Булгарии еще в домонгольские времена. Изображения летающего змея помещались и на деталях воинского снаряжения. Это лишний раз говорит об охранной функции образа Зиланта, который служил своего рода оберегом в битвах.

Позднее герб перекочевал в Новый Булгар, как называли древнюю Казань. Иван III, дед Ивана Грозного, разбив ханское войско и подчинив Казань своему влиянию, присвоил титул князя Булгарского, а на своем знамени поместил герб Булгара. Судя по этому изображению, дошедшему до нас на гербовой печати Лжедмитрия и знамени царя Алексея Михайловича, древний герб значительно отличается от герба Казанской губернии: у змея оперенные крылья, четыре лапы барса, а на голове - золотая корона, знаменитая Казанская шапка.

До сих пор не утихают споры о гербе Казани. Сохранить ли прежний герб, данный еще императорским указом и имеющий, по мнению некоторых, уничижительный смысл («поверженная гадина»), или же придумать новый?

Мы считаем, что герб города выбран далеко не случайно. Он несет в себе глубокий исторический смысл и является живым воплощением древних традиций. Ведь Зилант - мифическое существо, сочетающее в себе силу барса, мудрость змеи, способность к полету вольного сокола, бессмертие дракона. Герб привлекает своей уникальностью - такого нет нигде в мире.

Может быть, художникам в преддверии предстоящего тысячелетия Казани стоит воссоздать древний облик летающего змея? Как-то обновить, осовременить этот мифический образ, и приблизить его к нынешним временам? Как бы то ни было, Зилант в качестве герба Казани должен быть сохранен.

Ренат БИКБУЛАТОВ, краевед
Рафаэль МУСТАФИН.

Все началось с Петра Первого...

Между тем, фактическая история этой «административной единицы» ведет счет... с начала XVIII века, когда в Заречье появилось несколько слобод. Они начали возникать в 1708 году, когда Казань стала центром самой большой губернии в России.

На месте деревни Бишбалта, например, появилась Адмиралтейская слобода, названная так в честь адмиралтейства, учрежденного здесь по указу Петра I в 1718 году. Тут строили корабли для российского флота, и сам Петр посетил эту слободу в 1722 году, чтобы с 15 построенными для него судами отправиться в поход на Каспий - воевать персов. Всего же за девять лет в казанском адмиралтействе построили около 400 судов различного назначения.

Район Бишбалты относится к числу старейших в городе. Археологические изыскания, проведенные в этих местах знаменитым историком и археологом Альфредом Халиковым, показали, что селение Бишбалта существовало не менее тысячи лет назад - еще в те времена, когда на горе Богылтау только появилась белокаменная крепость.

Пять топоров

В буквальном переводе с татарского Бишбалта означает "пять топоров". Откуда столь странное название? Дело в том, что в этом старинном пригородном селе издавна жили татарские мастера по дереву - "балта остасы", то есть плотники, лесорубы, столяры. В те времена, когда вокруг стояли дремучие леса и Казань почти сплошь была деревянной, работы для плотников и столяров хватало. Бишбалтинские же плотники со временем стали специализироваться на строительстве речных судов разного типа.

Восвояси уходит бронзовый, но лежат, притаившись, гипсовые...

Каждый памятник, выходя из-под резца скульптора, начинает жить своей жизнью. Несмотря на монолитность и прочность, век его порой короче нашего. На вечность претендуют лишь "нерукотворные», прочие же подвластны мнениям «народов и правительств». «Площади меняют памятники, как меняет мужей современная женщина», - писал Анатолий Мариенгоф. Наверное, нет в нашей стране города, для которого это Утверждение не было бы истиной.

Старик Державин их заметил и, в гроб сходя, благословил?

Памятник Гавриле Державину по проекту академика Тона появился в городе в 1847 году в тихом университетском дворике. Там он благополучно простоял 23 года, после чего сменил «прописку». Видимо, власти решили, что поэту более подобает сидеть на Театральной площади, и поместили его перед зданием оперного театра. Правда, театр тогда был другим и находился не там, где сейчас, но все же поблизости. Выполненный в ложно-классическом стиле, памятник изображал поэта облаченным в тогу и обутым в не по погоде легкие сандалии. Глаза его были обращены к небу, он как бы декламировал свою знаменитую «Оду Богу» самому создателю. Три великолепных горельефа Гальберга украшали чугунный постамент. На одном из них поэт читал свои творения Фелице (императрица Екатерина II), которым внимали три обнаженные фации. Красота спасет мир. Наверное, те, кто разбивал памятник кувалдой в 1932 году, не знали этого. Обломки его увезли в трампарк на Арском поле, где и переплавили в существовавшей в то время вагранке.

Булгарские урусы (русы), как викинги, так и славяне, были в Булгарии 1Х-ХУ1 вв. главными судостроителями, моряками, перевозчиками, рыбаками, торговцами рыбой, солью, лесом и рабами. Благодаря наличию крепости Ашла-Болгар (Учель, Казань) стал центром булгаро-скандинавских и булгаро-русских связей, и это вызвало бурное развитие городка. Через рынки нашего города прошло большинство из тех 85 тысяч арабских и булгарских монет, которые обнаружены в Скандинавии.

Кроме этого, русы были храбрыми воинами. Самый знаменитый вождь булгарских варягов Биш-Балтавар участвовал во всех походах булгар на Киев, а в 882 г. даже стал киевским князем (подчиненным Булгарии). Позднее он был изгнан хазарами из Киева и вскоре умер. Скандинавы положили тело своего вождя в корабль и сожгли его. Арабский посланник Ахмед Ибн Фадлан присутствовал на похоронах Биш-Балтавара и описал их

Первый шаг к своей славе наш город сделал благодаря русам - скандинавам и славянам. Многие киевские викинги со своими дружинниками и рабами из славян переселились в Волжскую Булгарию и получили здесь службу и владения в поселениях по Волге и Каме. К примеру, один скандинавский отряд с конца IX в. нес службу по охране речного пути вблизи аула Шуд (на месте современного города Набережные Челны), а другой с 882 г. охранял речной путь в укреплении Джуннэ-Балик (на месте современного города Нижний Новгород).

Булгарские легенды рисуют казанских драконов - бараджей и одноглавыми, и двуглавыми, и трехглавыми, и семиглавыми, и двенадцатиглавыми, с головами лебедя (гуся), быка, змеи, орла, барса, собаки, с крыльями птицы, с рыбьей чешуей - словом, выбирай на любой вкус! Но главный казанский барадж Ашла (или Ас-кал), живший в северной части холма Богылтау ("Кремлевский холм") и охранявший внешнюю границу Булгарии, считался двуглавым. Не случайно графическое изображение казанского герба, сохранившееся в своде булгарских летописей "Джагфар тарихы", напоминает прежде всего двуглавое существо со свернутым в кольцо хвостом.

Образ бараджа возник много тысячелетий назад в среде поволжских ариев-сакланов, являющихся общими предками и булгар, и славян, и германцев (в т.ч. и скандинавов -норвежцев, датчан, шведов). Средневековые булгары любили называть себя ак сакланнар (восточные арии), а украинцев, русских и белорусов -кара сакланнар (западные арии). Другие народы в свою очередь часто называли булгар асами или ясами (история названия "ас-яс" наиболее полно изложена в трудах академика М.З. Закиева).

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.