В этот раз мы в Казани 1932 года. Как живут люди, что и почем покупают казанцы?

 

Оглянемся вокруг. Перед нами город с 230-тысячным населением, треть которого - татары. Из самодеятельных, то есть способных к труду жителей, 41382 человека — рабочие, 24168 — служащие, 8168 — младший обслуживающий персонал (уборщицы, сторожа и т. п.), 5322 — самостоятельные производители и 23330 человек и прочие трудящиеся. В эти годы в Казани было 42 769 построений, из них 13430 — жилые. Две трети жилого фонда принадлежало государству. Если присмотреться, то можно заметить, что в основном дома старые, большей частью одноэтажные, деревянные, удобства — минимальные. Даже в государственном секторе лишь половина квартиросъемщиков могла пользоваться электроосвещением, только в одной четверти домов водопровод, у трех процентов—канализация, четырех—центральное отопление.

 

Да каждого жителя приходится четыре квадратных метра жилья, один — зеленых насаждений. Город грязноват, особенно весной и осенью. Лишь 40 процентов улиц замощены. Вечером на них к тому же и темно. В среднем по Казани на каждый километр улиц приходилось 1,5 фонаря. На улицах шумно. Весело снуют по шести маршрутам 111 вагонов трамвая, фырчат первые 22 городских автобуса, грохочут грузовики, перевозя материалы на многочисленные стройки. Жилья строят мало, зато предприятий - великое множество. «Авиастрой», «Машинострой», «Грэсстрой» - всех и не упомнишь! В городе работают 200 автомашин. Более 250 извозчиков предлагают свои услуги для перевозки пассажиров.

 

Из газеты узнаем, что в 1932 году намечено довести среднемесячный уровень зарплаты рабочих и служащих до 101 рубля, Теперь заглянем в магазины (их в городе около семисот, не считая ларьков и рынков). Вот на пути, хлебный магазин. Хлеб есть. Ржаной — 9 копеек за килограмм, пшеничный—20. Но—по карточкам. Они введены в 1929 году не только на хлеб, но и на мясо, керосин и другие важнейшие продовольственные и промышленные товары. Кроме, того, при, каждом крупном предприятии существуют закрытые рабочие кооперативы, служебные столовые, действует система пайков.

 

В 30-х годах продовольственная проблема в Казани обострилась в связи с наплывом рабочих на стройки первой пятилетки. Власти попытались оживить и рыночную торговлю. Мясо в государственной и кооперативной торговле стоит 1—2 рубля, на рынке 6—7 за килограмм. Яйца — 90 копеек за десяток в магазине, 1—3 рубля 50 копеек на рынке, масло сливочное соответственно 3 и 10 рублей. Чем же ещё богат рынок? Смешаемся с шумной базарной толпой и — приценимся. За 20—30 рублей продается мешок ржи, за 3—четверть молока, за 3,5—фунт творога, 5—6 рублей стоит летом спелый арбуз, 3 — килограмм клубники. В кооперативном ларьке нам предлагают копченого язя по 7 рублей за килограмм или осетрины— за 9. Были бы деньги, голодным не останешься!

 

Средняя заработная плата нам известна. А вот, сколько же реально получали рабочие и служащие Казани? Для этого заглянем на стройки, предприятия и в учреждения города. Масленщики на швейной фабрике получали 60—70 рублей ежемесячно, примерно столько же строители на одном из участков «Машиностроя». В 30—60 рублей оценивался труд сторожей, уборщиц, курьеров. Зарплата учителей составляла 98—169 целковых.

 

В несколько раз больше среднестатистического казанца получали преподаватели высшей школы, руководители технических, отделов, инженеры - от 200 до 600 рублей. Даже заработки рабочих разнились. По всей Казани велось большое строительство и более «богатые» организации переманивали и квалифицированных, и неквалифицированных рабочих у более «бедных». Например, вот сколько получали строители фабрики кинопленки: плотники — 12 рублей 25 копеек в день, бетонщики — 6 рублей 90 копеек, арматурщики - 9—11, подсобные рабочие 5 рублей 68 копеек. Каменщик на валяльной фабрике зарабатывал в день червонец. А вот ударная бригада строителей на «Машинострое»—только 100—150 рублей в месяц. Пожалуй, всех превзошли руководители «Авиастроя», которые платили грузчикам ежедневно по 30—40 рублей. А ведь это тысяча в месяц.

 

На крупных предприятиях рабочему и прокормиться легче. Строители мехкомбината, скажем, платят в столовой за обед из двух мясных блюд 47 копеек, а ударники к тому же получают бесплатно и третье: творог, кисель или стакан кофе. Есть здесь свои нормы— 200 граммов хлеба и 80—100— мяса в день на человека. Существуют и коммерческие столовые для специалистов. Там, например, мясное блюдо обойдется в 1 рубль 65 копеек.

 

Не всякий мог позволить купить промышленный товар. Литр керосина стоит 12 копеек, а метр ситца — 30. Но будь любезен, предъяви опять-таки карточку. Кое-как прорвались в один из закрытых промтоварных рабочих кооперативов. Выбор невелик. Мыло туалетное продается по цене 65—90 копеек за кусок. Подолгу залеживаются в рабочих кооперативах шевиотовые дамские пальто по 135 рублей, мужские костюмы - 130, женские жакеты - 160, детские костюмы—40 рублей. Для рабочих это слишком дорогой. А вот ситцевые и сатиновые рубахи (5—8 руб.), брюки (10—15 руб.) шли бы нарасхват, да купить их довольно сложно. Люда, внеся аванс, иногда ждут месяцами. С мебелью, другими вещами свои проблемы. Зайдем в мебельный магазин на Университетской улице. Ну и цены! Буфет — 360 рублей, диваны и столы по 200, простой фанерный столик и тот 40 рублей. А если вознамериться приобрести, к примеру, велосипед? Ого! Придется выложить 600—800 рублей, рояль стоит от 1400 до 3000. Тут даже при хорошем окладе не разгуляешься!

 

Чтобы хорошо зарабатывать, надо и образование иметь, и специальность. Можно ли это все получить? Читаем объявления: производится набор на курсы счётоводов из татар, стипендия 80 рублей, за обучение слесарей выплачивается стипендия 35 рублей. (На начали 30-х годов пришлась уже сходившая на нет волна политики «коренизации», предполагавшей и опережающую подготовку квалифицированных специалистов из национальных кадров.)

 

Но жизнь, конечно же, тяжела. Хотя и приходится сдерживать расходы, все равно от них никуда, не уйти. Стрижка ребенка например, стоит 35 копеек, взрослого,— 80—1.80. Переезд через Волгу на моторной лодке обойдется в 50 копеек. Переправа на пароме с грузом (автомобиль) —от 70 копеек до 10 рублей. С 1932 года были открыты грузопассажирские авиаперевозки по двум маршрутам — «Москва—Казань—Свердловск» и «Москва—Казань—Владивосток». Полет до Москвы длился 4 до Владивостока—30 часов. Тарифы за перелет от Казани до Москвы были высоки - 1 рубль 40 копеек за килограмм веса. С таких вот цен начинался аэрофлот в Казани. Полюбовавшись на красочный альбом «Вопросы пола» стоимостью в 30 рублей и купив в качестве сувенира деревянные ложки за двугривенник, с удивлением поглазев на ребячью очередь у заготпункта (они сдавали крыс по 15 коп. за штуку), мы, наконец, возвращаемся в наше время чтобы скоро встретиться снова уже в 1952 году.

 

В. НЕДОРЕЗОВ,
библиограф Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.