"Юнкерс" приземляется на Горках...

Казанцы впервые увидели настоящий самолет над городом нашим в начале сентября 1910 года, во время гастрольных полетов интернациональной команды пилотов, ведомых нашим земляком А.Васильевым. Та «Казанская авиационная неделя» проходила на ипподроме Общества любителей конного бега. Вся Казань перебывала в те дни на Газовой улице. Разговорам об авиации, казалось, не будет конца.

 Снова об авиации в Казани заговорили в начале 1918 года, когда у нас появилась авиационная школа. К этому моменту горожане отвыкли уже от рева моторов в небесах, так что, когда 22 мая, в день летнего Николы, с аэродрома школы поднялся аэроплан, полетел в сторону города, сделал несколько кругов со снижением и снова исчез, среди обывателей появилась масса всевозможных толков и нелепых предположений. Но всяк читающий газеты уже знал, что «подходящим местом для аэродрома Казанской авиационной школы найдена площадь за озером Кабан. Военному ведомству предоставлено для школы помещение Архиерейской дачи».

 Правительство Татарии взяло школу на полное обеспечение. Председателем Общества содействия Красному Воздушному Флоту был назначен товарищ Мухтаров.

 И ровное поле над Дальним Кабаном стало с той поры подлинно первым настоящим казанским аэродромом. В 1922 году там же были выстроены первый обширный ангар и скромные ремонтные мастерские при нем.

 Будем объективны: собственной техники у нас было маловато. В ангаре разместились малютка «Москва» с крыльями в одну сажень и «Ньюпор-10», двухместный биплан с мотором «Рон» в 80 «сил». К ним добавился вскоре двухместный биплан «Анасаль» одесского завода с мотором «Сальмсон» в 150 «сил», имел он запас горючего на 5 - 6 часов лета (целых 12 пудов!), развивал скорость 125 верст в час (почти в два раза опережая в том «Ньюпор»). А собран он был к Неделе Воздушного Флота 1923 года студентами Политехнического института из сохранившихся на складе фрагментов. Весь штат поначалу составляли трое - начальник авиабазы красный военный летчик И. Дудолев, имевший «налет» более 1000 часов, старший механик Е.Демидов и пилот М. Гаркави. С сентября 1923 года самостоятельные полеты начал председатель Общества друзей Воздушного Флота (ОДВФ) Н.Бычков.

 Летать удавалось практически круглый год, перерывы были лишь на весеннюю и осеннюю распутицу, все-таки дорожки были грунтовыми.

 В июне 1924 года аэродром получил собственный опознавательный знак для посадки самолетов - белым по темному фону было написано «Казань».

 С этого аэродрома и поднялся в 9 утра 27 июня 1924 года в первый рейс трассы Казань - Нижний Новгород - Москва самолет «Правда», пилотируемый Гаркави с пассажиром Мокеевым, спешившим на службу в Нижний. Через три часа он был на месте. Авиабилет стоил 70 рублей, пароход до Нижнего шел тогда ровно сутки. На время работы Нижегородской ярмарки цены на авиабилеты снизили до 50 рублей. И, видимо, трассу считали рентабельной, хотя салоны тех самолетов вмещали не более 4 пассажиров.

 Летчик Каплан пролетел 760 километров из Москвы до Казани за 3 часа 55 минут - без промежуточных посадок! Прокладывались трассы полетов и по Татарстану. Так называемые круговые полеты по всем уездам и кантонам не просто знакомили селян с новой техникой и проводили «воздушное крещение» - они агитировали за развитие авиации.

 Казанский аэродром был промежуточным в сверхдальних (по тем временам) полетах Красного Воздушного Флота. В июне 1925 года у нас совершили заправочную посадку «Юнкерсы» «Правда» и «Красный камвольщик» на пути Москва - Пекин. Залетали к нам и иностранцы, им тоже хотелось устанавливать рекорды на сверхдальних трассах.

 Для простого люда устраивались экскурсии на аэродром и платные полеты на «гастрольной» технике над городом. В июне 1924 года за 20 полетов с 4 пассажирами в каждом рейсе было выручено 280 рублей. Учтем, что члены ОДВФ имели льготные билеты. Каждый полет длился не более 10 минут, но этого хватало, чтобы ощутить подлинную радость полета. По традиции тех лет в Казани, как и во всей России, проводились Недели Воздушного Флота - сбор средств на Воздушный Флот страны. В фонд авиации несли все - в основном, конечно, деньги, но инвалиды дома отдыха из своего добавочного питания выделили по фунту крупы и фунту хлеба, и это было 168 рублей. Один заключенный местной тюрьмы отказался от курения на целый месяц, сэкономил 250 рублей. «Без курения можно жить, а без сильного Воздушного Флота...» Собранные средства шли на благоустройство аэродрома.

 На первом аэродроме появились и первые потери. 5 июля 1922 года на пути в Чистополь потерпел аварию маленький самолетик «Фар-три», пилотируемый 26-летним Василием Лутиковым. Пассажиром был Галактионов, видный партийный деятель Татарии. Высота полета 1000 метров, кабины без защитных колпаков, ремней безопасности еще не знали... 21 июля 1924 года разбился «Ньюпор-10» с Н. Бычковым и А. Чигвинцевым. При посадке на Горках самолетик колесами задел забор колючей проволоки. За несколько часов до этого Бычков разбрасывал агитлистовки над Казанью. Видимо, устали и он, и мотор «Ньюпора»...

 Так вот прошло первое десятилетие жизни первого нашего аэродрома.

 Борис ЕРУНОВ.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.