Земская дамба (так она поначалу называлась) значительно улучшила связь между городом и волжскими пристанями. Но со второй половины XIX века прежний гужевой транспорт уже не справлялся с возросшими грузовым и пассажирским потоками. Возникла идея «строительства конно-железной дороги».

За осуществление этой идеи взялся отставной инженер, штабс-капитан Петр Панаев. Прокладка рельсов под его руководством началась в 1870 году и продолжалась пять лет. Их тянули от улицы Проломной (ныне Баумана) до волжской пристани в Бакалде.

Открытие движения по новой дороге состоялось 2 октября 1875 года. Как писали казанские газеты, "погода благоприятствовала великому событию". Под ясным небом развевались бесчисленные разноцветные флажки, которыми была украшена дамба. Вечером зажглись многочисленные бумажные фонарики. Город закупил для "конно-железной дороги" 12 двухэтажных вагонов типа омнибусов, каждый из которых запрягали парой лошадей. Проезд в закрытом вагоне стоил 15, а на верхней открытой площадке - 5 копеек.

Дорога от города до пристани шла по ровной местности. Лишь на подходе к Устью был затяжной подъем. Здесь приходилось впрягать еще одну лошадь, прозванную в народе Петрушкой. Вот почему последняя остановка перед пристанью получила название Петрушкин разъезд (ныне ул. 10 лет Октября).

Сначала конно-железная дорога действовала только в дневные часы, впоследствии стала работать круглосуточно. Поскольку плата за проезд была сравнительно высокой, дорогой пользовались в основном люди обеспеченные - военные, торговый и чиновный люд. И только после 1892 года, когда по настоянию земства плата за проезд значительно снизилась, на "конке" стали ездить и простые люди: мастеровые, крестьяне, грузчики... Для обслуживания конно-железной дороги недалеко от Петрушкина разъезда были выстроены склады для оборудования и конюшни на 200 лошадей. Просуществовала "конка" до 1900 года, когда на смену конной тяге пришли электрические трамваи.

Сад Тиволи

Бессменным учредителем общества конно-железных дорог в Казани был Густав Тальквист, финн по национальности. Он проявлял постоянную заботу не только о бесперебойной перевозке граждан, но и о благоустройстве города. Так, по инициативе Густава Густавовича, неподалеку от путевого депо возле Петрушкина разъезда был разбит городской сад, названный "сад Тиволи" (по примеру итальянских увеселительных парков). Здесь по выходным играл духовой оркестр, устраивались вечера и танцы для молодежи.

С 1889 года в память о казанском губернаторе Николае Андреевском (1822 - 1889) сад стал называться Андреевским. Однако у городской думы не хватало средств, чтобы содержать сад в надлежащем порядке, поэтому с начала XX века перешел в собственность известного казанского купца, производителя кваса и прохладительных напитков Г. Дудорова. С этого времени за садом закрепилось название Дудоровского.

Дудоровский сад просуществовал до сороковых годов XX века. Затем завод «Сантехприбор» выстроил на этом месте производственные корпуса, а молодежь стала ходить на танцы в Сад рыбака, который был разбит на Адмиралтейской площади в 1946 -1947 годах.


Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.