Район Бишбалты относится к числу старейших в городе. Археологические изыскания, проведенные в этих местах знаменитым историком и археологом Альфредом Халиковым, показали, что селение Бишбалта существовало не менее тысячи лет назад - еще в те времена, когда на горе Богылтау только появилась белокаменная крепость.

Пять топоров

В буквальном переводе с татарского Бишбалта означает "пять топоров". Откуда столь странное название? Дело в том, что в этом старинном пригородном селе издавна жили татарские мастера по дереву - "балта остасы", то есть плотники, лесорубы, столяры. В те времена, когда вокруг стояли дремучие леса и Казань почти сплошь была деревянной, работы для плотников и столяров хватало. Бишбалтинские же плотники со временем стали специализироваться на строительстве речных судов разного типа.

Чтобы до кониа понять смысл этого выражения, надо вспомнить, что число пять в восточной традиции имеет особый смысл. Так, еще у древних тюрков было пять обращений к Всевышнему, в исламе пять основных религиозных правил, пять ежедневных намазов (молитв), выходной приходится на пятый день недели. Центральная мечеть исламского мира - Мекканская - имеет пять минаретов. Кстати, бишбалтинская мечеть "Юсуф" также имела пять минаретов, и местные жители называли ее по-свойски Бишбармак, то есть "пять пальцев".

Таким образом число пять появилось в названии села Биш-балта (пять топоров). Так же возникли названия сел в Татарстане: Бишбатман (пять кадок), Биш-кумэч (пять булок), Бишмунча (пять бань), Бишбаш (пять голов), Бишай (пять лун), а на северном Кавказе Биштау - (пять гор), в Казахстане Биштамак (пять ртов) и т.д.

Центр судостроения

Селение Бишбалта быстро росло и развивалось. Оно стало большим селом лесорубов, плотников и корабельных дел мастеров. Здесь были прекрасные дубовые и сосновые леса, и предки казанских татар строили из них свой торговый и военный флот. Этому во многом способствовало и географическое расположение: рядом протекала могучая Волга, по которой сплавляли строительный и корабельный лес и куда спускали построенные суда. К тому же возле селения находилась достаточно просторная и удобная бухта, где могли останавливаться крупнотоннажные речные суда и военные корабли.

Многочисленные источники свидетельствуют о том, что Бишбалта еще с булгарских времен стала центром судостроения. Русские источники называли построенные здесь суда насадами, учанами и ладьями. Если надо было возить зерно, соль и другие сыпучие и объемистые грузы, использовали большие корабли - насады. Когда надо было перевозить дорогие товары -текстиль, меховые изделия и т.д., пользовались судами средних размеров - учанами. Эти же суда в случае необходимости перевозили и воинов. Ладьи же - более мелкие суда - ходили по малым рекам. На них перегружали товары, когда надо было плыть вглубь страны.

Все три типа судов использовались и для охраны купеческих караванов, идущих от Каспийского моря вверх по Волге, а отсюда по Каме, Вятке, Оке и другим рекам. Особенно опасно было в районе Нижнего Новгорода, где на купеческие суда нападали новгородские ушкуйники - речные разбойники.

Нетрудно представить широкую волжскую гладь, которую во всех направлениях бороздят насады, учаны и ладьи под белыми парусами. В случае необходимости шли и на веслах. Память о судах, сделанных в Казани, еще долго сохранялась в явно татарских названиях типов судов, холивших по Волге: пабусы, кербаши, мишани, бафьти, каюки, карбасы. Последние - это тяжелые суда, которые мощным корпусом ломали тонкий лед.

Гостиный остров

Недалеко от Бишбалты находился уже упоминавшийся большой песчаный остров Таджик (Тазик), где со временем стала располагаться международная торговая ярмарка. В русских летописях этот остров называют Гостиным, т.е. принадлежащим гостю (купцу). Московские купцы привозили сюда всевозможные скобяные изделия (ножи, серпы, косы и т.д.) и увозили из Казани хлеб, мед, рыбу, пушнину, кожевенные и ювелирные изделия. По свидетельству историков, на Гостиный остров прибывали купцы из Венгрии, Чехии, Кавказа, Ногайской степи, Средней Азии и Арабского Востока. Они везли сюда восточные пряности, ковры, шелк, вина, оружие, ювелирные украшения, а увозили пушнину, хлеб, военнопленных.

Торговля способствовала процветанию не только Бишбалты, но и всей Казани.

Позднее казанцы стали звать этот остров Маркизом.

Почему? Легенда, которую впервые опубликовал писатель Г.А.Паушкин, свидетельствует, что когда Екатерина II прибыла в Казань, среди ее многочисленной свиты был и итальянский маркиз Паулучче. Когда галера "Тверь" с императорской свитой причалила к живописному острову с буйной растительностью и чистым белым песком, маркиз не мог скрыть своего восхищения. И тогда Екатерина II в порыве щедрости подарила остров Паулучче (примерно также Никита Хрущев подарил не принадлежавший ему Крым Украине). С тех самых пор, утверждает молва, остров и стал называться Маркизом.

В действительности же все было иначе. В 80-е годы XIX века семейство итальянских маркизов Паулучче действительно владело землями в нынешнем Верхнеуслонском районе возле села Ключиши. В Ключишах у них была усадьба, а в соседнем селении Гребени - спиртовый завод. Когда вода отступала, Гостиный остров смыкался с землями, принадлежавшими маркизам. Поэтому его и назвали Маркизом.

В конце XIX века семейство Паулучче продало остров русскому дворянину Елагину, и на картах этого времени остров именуется Елагиным. Некоторое время спустя остров перешел во владение татарского купца Мусина, но название сохранил прежнее - Маркиз. После подъема уровня Волги в 1956 году остров скрылся под водой. Его замечательный песок еще недавно использовался как насыпной грунт в Ново-Савиновском районе г. Казани.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.