Восвояси уходит бронзовый, но лежат, притаившись, гипсовые...

Каждый памятник, выходя из-под резца скульптора, начинает жить своей жизнью. Несмотря на монолитность и прочность, век его порой короче нашего. На вечность претендуют лишь "нерукотворные», прочие же подвластны мнениям «народов и правительств». «Площади меняют памятники, как меняет мужей современная женщина», - писал Анатолий Мариенгоф. Наверное, нет в нашей стране города, для которого это Утверждение не было бы истиной.

Старик Державин их заметил и, в гроб сходя, благословил?

Памятник Гавриле Державину по проекту академика Тона появился в городе в 1847 году в тихом университетском дворике. Там он благополучно простоял 23 года, после чего сменил «прописку». Видимо, власти решили, что поэту более подобает сидеть на Театральной площади, и поместили его перед зданием оперного театра. Правда, театр тогда был другим и находился не там, где сейчас, но все же поблизости. Выполненный в ложно-классическом стиле, памятник изображал поэта облаченным в тогу и обутым в не по погоде легкие сандалии. Глаза его были обращены к небу, он как бы декламировал свою знаменитую «Оду Богу» самому создателю. Три великолепных горельефа Гальберга украшали чугунный постамент. На одном из них поэт читал свои творения Фелице (императрица Екатерина II), которым внимали три обнаженные фации. Красота спасет мир. Наверное, те, кто разбивал памятник кувалдой в 1932 году, не знали этого. Обломки его увезли в трампарк на Арском поле, где и переплавили в существовавшей в то время вагранке.

Новые времена - новые герои. Как символ единения искусства и народа место Гаврилы Романовича занял Владимир Ильич. Отныне он пристально вглядывается в лица театралов, выходящих из храма искусств, и как бы говорит: «Бросайте вы эти экзерсисы. О главном, товарищи, помните, что в ногу - смело, а в царство свободы - грудью». А может, вовсе и не так совсем, а напротив, с завистью, мол, стою тут, как проклятый, ни тебе ариозо послушать, ни балет посмотреть. Творение скульптора Яцыно на пьедестале из шошнинского кварцита украшает площадь с 1954 года и является на сегодняшний день памятником республиканского значения постановлением Кабинета министров РТ от 15.04.93 г.

Зато его молодому двойнику, что стоит напротив главного здания КГУ, оставлен статус федерального.

Про шагающего Володю на злобу дня студенты шутят: «Пришел Вовочка учиться на юрфак, а как узнал, сколько это стоит, так и окаменел».

Трехметровая фигура окаменевшего Володи на почти пятиметровом постаменте вот уже полвека методично окуривается поколениями сидящих на «сковородке» студентов. Дальнейшая судьба пассивного курильщика, равно как и театрала с бывшей площади Театральной, пока туманна.
- Чтобы эти памятники убрать или заменить, необходимо специальное постановление и безусловно сформированное общественное мнение, - говорит Ольга Авксентьева, начальник отдела экспертизы управления охраны и использования памятников истории и культуры.

Из обилия оставшихся Лениных в городе историческую ценность представляют только эти два. Именно они включены в документ с громким названием «Список памятников монументального искусства».
- Остальные гипсовые. Указом Ельцина, - объясняет Ольга Николаевна, - они из федеральных переведены в местные, т.е. понижены в статусе. Так сказать, народное творчество...

Им бы, гипсовым, человечины – они вновь обретут величие…

Народное творчество в поисках вождя сегодня не бьет в глаза. Пониженные в статусе гипсовые Ленины и прочие основатели научного коммунизма прячутся по кустам непарадных улиц и скверов. Вот, например, здоровущая посеребренная голова на улице Свердлова. Глядя на эту чудовищную работу неизвестного автора, невольно вспоминаются слова старшей сестры Ленина о Володином детстве: «У него была несоразмерно большая голова. Ходить он начал поздно, а когда пошел, постоянно падал -голова перевешивала. По всему дому раздавался этот глухой стук». Ныне пыльная и облезлая, безразлично провожает она слепыми глазами проносящиеся мимо троллейбусы.

Наискосок от ленинской головы, через дорогу, слева от церкви, зарастает бурьяном другой основоположник - Карл Маркс. Забытый и неухоженный бюст как нельзя лучше отражает реальную человеческую сущность автора «Капитала». Ведь по отзывам современников, по известным причинам не публикуемым у нас ранее, Маркс был неряхой по жизни, не любил мыться, стричься и поэтому постоянно страдал фурункулами и чирьями. Не любил он и работать как нормальный человек - свою многочисленную семью довел до полной нищеты. А те немногие гонорары, которые ему платили за политическое творчество, просаживал на скачках, до которых был страстный охотник.

Возвращаясь к городской лениниане, хочется вспомнить и о фигуре вождя в районе славного боевого Заречья на улице 1 Мая. Помнится, в былые годы по весне, аккурат на Пасху (день рождения вождя частенько с ней совпадал), ее исправно золотили, и мудрое чело сияло под апрельским солнцем, как купол. Из расположенной поблизости старенькой бани №5 выходили такие же сияющие чистенькие пролетарии и радовались всеобщей гармонии. Сегодня Ленин порядком облез и поизносился, зато не в пример похорошела и модернизировалась баня. И это радует.

Пыль истории не легко стряхнуть с усталых ног. Много еще вождей пролетариата, «хороших и разных», притаилось на улицах нашего города. И санаторию «Казанский», и танковому училищу, и даже средней школе (например №4, что рядом с улицей Ульяновых) - каждому по своему Ильичу. Впрочем, оказывается, спрос на него есть и сегодня. В прошлом году (!) коллектив Казанского экспериментально-производственного завода «ВКНИИ-ВОЛТ» выполнил заказ на изготовление очередного. Заказчик был наш, российский, а вот получатель (слава богу) - заграничный. Правда, заводчанам так и не удалось узнать, в какую сторону улетел бронзовый Ильич, - это навсегда осталось большевистской тайной.

Царя – долой! Да здравствует свобода!

Участь памятника Державину постигла и памятник императору Александру II, которого потомки называли царем-освободителем.
- Скорее всего, - говорит Ольга Авксентьева, - его под шумок распилили и переплавили на что-нибудь.

История создания этого изваяния весьма примечательна. Через месяц после трагической гибели Александра II, в апреле 1881 года было принято решение о сооружении в Казани памятника царю.

Был объявлен сбор пожертвований от частных лиц, городских и общественных управлений и земств. Кроме того, городская дума постановила вплоть до сооружения памятника выделять по тысяче рублей ежегодно на эти цели. Был образован специальный комитет и объявлен конкурс, на который были представлены 13 проектов из разных городов России. В феврале 1890 года они были выставлены для публичного обозрения в здании городской Думы (ныне здание Горсовета). Чтобы узнать мнение посетителей, возле каждого проекта были выставлены кружки, в которые по выбору следовало опустить билетик с надписью «одобряю». Наибольшее число одобрений получил проект под девизом «Великому» автора академика В.Шервуда. Фигура Александра II была очень внушительной. По углам нижней части пьедестала располагались гирлянды и лавровые венки, а у его подножья сидел... маленький змей Зилант, символ нашего города. Памятник по иронии судьбы был торжественно установлен в 1895 году... 30 августа! Площадь, которую украшала фигура императора, называлась тогда Ивановская, по названию расположенного рядом Ивановского монастыря. Александр II стоял между Спасской башней кремля, зданием городской Думы и городским музеем.

Свято место пусто не бывает

Когда в 1917 году место царя освободилось, на его родной пьедестал в спешном порядке водрузили, естественно, Ленина... выпиленного из фанеры! Чтобы его не сдуло ветром, сзади фигуру вождя подпирала специальная подпорка. Это позорище простояло совсем недолго, у кого-то хватило ума его убрать.

Не мудрствуя лукаво и не объявляя специальных конкурсов, на место Ильича поставили фигуру рабочего-металлиста, кстати, также воспользовавшись царским постаментом. Металлический истукан был далек от совершенства, но, несомненно, нравился народу.

В поздний советский период на площади появился Муса Джалиль. Символ мятежного духа и свободы, десятилетиями борется он с колючей проволокой, опутывающей его с головы до ног, тщетно пытаясь разорвать оковы. «Неволя... истомила ты меня!» Или говоря словами другого поэта: «Это душа моя клочьями порванной тучи, раненой птицей на ржавом кресте колокольни». Кстати, автор этого памятника тот же Цигаль, который сделал и Володю Ульянова-студента. В его исполнении поэт, который подобно булгаковскому Мастеру заслужил за земные мучения покои, обречен вечно страдать в камне.

Я знаю - бюсты будут, я знаю - скверам цвесть...

Монумент в переводе с латинского значит напоминание. Как напомнить так, чтобы не было потом мучительно больно? Ведь бездарный памятник на улице родного города - это все равно что нелепые безвкусные обои, наклеенные без вашего ведома в собственной квартире. Конечно, угодить всем невозможно. Кто-то обязательно сочтет новый памятник оскорблением памяти великого, а кто-то - шедевром. В преддверии грандиозного юбилея города перед нашими архитекторами и дизайнерами стоит нелегкая задача.
- Мы непременно должны успеть к 1000-летию Казани, - говорит главный дизайнер города Розалия Нургалеева. - В ближайшие месяцы и годы в Казани появятся памятники Сайдашеву в Лядском садике, Марджани на улице Марджани (бывшей Комсомольской), Ибрагимову и Султан-Галиеву; бюсты-памятники Жиганова в сквере напротив учебного здания консерватории, Садыковой и Инсанбета. Уже прошел первый тур конкурса на лучший памятник защитникам Казани 1552 года. Он будет расположен у подножия кремля у Тайницкой башни. Планируем установить памятник 1000-летию города, если случится такой конкурс.

Думаю, желающих в нем поучаствовать будет немало.

Что ж, перефразируя Шекспира, можно сказать: «Зима тревоги нашей позади, к нам вместе с солнцем лето возвратилось». Мрачная эпоха монументальной политики останется в уходящем столетии. Пройдет еще немного времени, и ее уродливые плоды, «что до времени покалечены, но и в прахе хранят обличив», навсегда исчезнут с наших улиц, а новые изваяния заговорят с прохожими на темы доступные, человеческие и понятные.

Оксана КУЗНЕЦОВА.
Автор выражает благодарность А.Дубину
за предоставленные архивные материалы.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.