Булгарские урусы (русы), как викинги, так и славяне, были в Булгарии 1Х-ХУ1 вв. главными судостроителями, моряками, перевозчиками, рыбаками, торговцами рыбой, солью, лесом и рабами. Благодаря наличию крепости Ашла-Болгар (Учель, Казань) стал центром булгаро-скандинавских и булгаро-русских связей, и это вызвало бурное развитие городка. Через рынки нашего города прошло большинство из тех 85 тысяч арабских и булгарских монет, которые обнаружены в Скандинавии.

Кроме этого, русы были храбрыми воинами. Самый знаменитый вождь булгарских варягов Биш-Балтавар участвовал во всех походах булгар на Киев, а в 882 г. даже стал киевским князем (подчиненным Булгарии). Позднее он был изгнан хазарами из Киева и вскоре умер. Скандинавы положили тело своего вождя в корабль и сожгли его. Арабский посланник Ахмед Ибн Фадлан присутствовал на похоронах Биш-Балтавара и описал их

Данные булгарских и скандинавских источников позволили установить, что Худом и Иреком булгары называли норвежских викингов Гутхорма и Эйрика Кровавая Секира -сыновей норвежского короля Харальда Прекрасноволосого, а Шурале - сына Эйрика, Харальда Серая Шкура, также короля Норвегии. Тело павшего в бою с булгарами Гутхорма было в 912 г. по приказу царя Алмыша Джафара повешено на дереве, в карамадже Джамбул. Его племянник Харальд Серая Шкура был более везучим и после взятия Ашлы смог вернуться в Норвегию. Ф.В.Салихова считает, что в память об этом набеге Харальд Серая Шкура дал одному из норвежских городов название Осло (так норвежцы называли Ашлу). Ныне город Осло - столица Норвегии.

Даиром булгары называли норвежского викинга Торира, который участвовал в походе киевского князя Владимира на Калган в 994 г. Очевидно, это Торир носил прозвище "Виссивальд", т.е. "Бишбалтинский", и именно его сожгла в избе одна суровая шведская королева. Через Урусов эта история попала в Булгарию и превратилась здесь в легенду о сожжении чирмышами (черемисы-финно-угры Булгарии) своих врагов. Сыновья Торира - Карли, Гюнстейн и Торир Собака - действительно совершили набег на наш город в 1025 году и едва унесли отсюда ноги.

Постепенно булгарские урусы - скандинавы и славяне - слились в одну славяноязычную группу и, конечно же, сильно обулгарились. Если в IX -начале X в. урусы были либо язычниками, либо христианами, то позднее значительная часть их принимает ислам. Три тысячи урусов-мусульман образовали в Искеле особый урам (квартал). Урусы, по традиции, составляли отборную часть казанского гарнизона в ХIII-ХVI вв.

Булгарские урусы (и христиане, и мусульмане) составляли в начале XVI в. около 20 процентов населения Казани и более 12 процентов всего населения Булгарии. Они жили в Булгарии несравненно лучше, чем население Руси или Московского государства. Рассказы о сказочно богатых булгарских урусах составили красивую легенду о счастливом христианском царстве Гвидона (т.е. Аудана) на острове Буяне (Баяне), которую использовал А.С.Пушкин при написании "Сказки о царе Салтане". Большую часть русского населения бывших Свияжского и Лаишевского уездов Казанской губернии, Теньков, Лаишева, Рыбной Слободы, Набережных Челнов составляют потомки булгарских урусов.

Скандинавские источники сохранили некоторые названия, связанные со средневековой Булгарией. К примеру, Булгарию скандинавы называли либо Бьярмланд (от финно-угорского Биярма - Булгария), либо Фулгария.

Но и Булгария сохранила немало названий, связанных со скандинавами. Так, слово "Биш" в имени Биш-Балта образовалось от германского "фиш" - "рыба", Шеланга - от германского "шленг" - "змея", Теньки - от германского "шенке" - "кабак", названия булгарских городов Джуннэ-Балик и Сундырь - от германского "унтер" - "нижний", название булгарского камского укрепления IX в. Шуд
- от германского "шутц" - "охрана", название волжского острова Рабат (по-русски "Роботка") - от германского "рауб" - "разбой", "добыча", булгарское название большого корабля "сибаш" - от германского "скип" - "корабль", "анатыш" от германского "данэ" - "датчанин".

Но самое дорогое слово, оставленное нам в наследство викингами,
- это название озера Кабан (вернее, трех Кабанских озер), происходящее от германского "каупанг" - "торговое место", "торжище". Так скандинавы называли рынок возле Большого Кабана.

Все это - лишь небольшая часть того, что можно рассказать о пребывании урусов - скандинавов и славян в Казани и об их немалом вкладе в булгарскую цивилизацию. Поэтому на будущих праздниках нашего любимого города вполне уместно будет проводить не только состязания булгарских батыров, но и заплывы кораблей - славянских челнов и скандинавских "драконов".

Фаргат НУРУТДИНОВ.
Историк-источниковед.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.