театральная площадь казань

Коренные казанцы знают, что нынешняя площадь Свободы до революции называлась Театральной и что здесь до 1919 года стояло прекрасное здание, где выступали оперные и драматические труппы театра. Но далеко не все помнят, что театров было несколько и что театральные традиции этого места имеют почти двухвековую историю...

Театр помещика Есипова

Театральная площадь впервые появилась на регулярном плане застройки города, составленном архитектором В.И. Кафтыревым, в 1768 году. Правда, сначала без названия. И только в 1838 году в новом плане города архитектора Ф.И. Петонди площадь стала органической частью городской застройки и обрела свое название.

Первый театр на этом месте (примерно там, где ныне стоит Татарский академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля) был построен в 1802 году. Это было вместительное деревянное здание, спроектированное для крепостного театра помещика П.П.Есипова. Прекрасная труппа его крепостных актеров славилась на всю Россию, а театр считался одним из лучших губернских театров.

Однако пожар 1814 года положил коней этим представлениям. Здание театра, правда, чудом уцелело, но в 1815 было разобрано и продано. Есипов умер в 1814 году.

Новый театр

Через двадцать лет, в 1835 году примерно на том же месте (всего на несколько метров восточнее) было выстроено новое здание театра, тоже деревянное. Постановки здесь осуществлял знаменитый антрепренер П.А. Соколо. Однако театр просуществовал недолго - через несколько лет, в 1842 году, во время большого городского пожара сгорел дотла.

После этого десять лет на данном месте существовал лишь пыльный плац для воинских учений, маршировок и экзекуций. Неподалеку от сгоревшего театра располагался экзерциргауз - здание для строевых упражнений в зимнее время года. Это здание тоже сгорело при пожаре 1842 года.

Здесь выступали Савина, Стрепетова, Шаляпин…

В 1852 году на Театральной площади, за памятником В.И. Ленину, было выстроено первое каменное здание театра. Но этому зданию, как и предыдущим, катастрофически не везло. Оно выгорало дважды - в 1860 и 1874 годах. После второго пожара здание не просто восстановили, а капитально перестроили. Архитектор Н.И. Грииевич расширил зрительный зал почти в полтора раза, заново перестроил фасад, придав ему неповторимость и благородство. Как считают знатоки, здание театра долгое время считалось лучшим среди провинциальных театров России, уступая только Варшавскому и Одесскому. Здесь ставились как драматические, так и оперные спектакли. Казанцы имели возможность насладиться игрой таких знаменитостей, как Савина, Стрепетова, Шаляпин...

В 1919 году новый, третий по счету пожар уничтожил здание... Несколько лет на площади стояли полуразрушенные руины, затем их снесли.

Имени Муссы Джалиля

В начале 30-х годов городские власти заказали проект нового театрального здания архитектору Н.Л. Сквориову. К строительству приступили в середине 30-х. Прерванная войной стройка возобновилась лишь в 1948 году и завершилась в 1956 году. За двадцать с лишним лет, пока шло строительство, архитектор, проектировавший здание, умер. Его дело продолжил известный татарский архитектор И.Г. Гайнутдинов. Не нарушая общего замысла и прежней композиции, он предложил свое оригинальное решение фасада и оформления интерьеров.

Заведующим литературной частью оперного театра с момента создания татарской оперной студии в Москве был Муса Джалиль. Эту работу он продолжил, вернувшись в Казань. Поэт много сделал для формирования оригинального оперного репертуара и сам написал четыре оперных либретто. Опера Н. Жиганова "Алтынчеч" по его либретто до сих пор не сходит со сцены нашего и ряда других театров, вошла в татарскую оперную классику. Вот почему театр носит имя одного из своих основоположников - Мусы Джалиля.

Украшение площади

Одним из главных украшений Театральной площади несомненно было и остается здание, которое до недавнего времени называли Домом офицеров, а ныне заняли под одно из зданий Казанской мэрии (здесь идет реконструкция). Это легкое, нарядное здание, напоминающее итальянское палаццо и придающее площади особое очарование, вначале проектировал в качестве зала Дворянского собрания известный казанский архитектор М.П.Коринфский. Но его проект, выполненный в 1843 году, чем-то не понравился городским властям. Новый проект заказали архитектору И.П.Ефимову. Однако новый проектировщик взял за основу проект Коринфского и лишь кое в чем изменил его с учетом требований заказчика. Строительство шло с 1845 по 1852 год.

Зал Дворянского собрания как по своим классическим пропорциям, так и по акустическим свойствам в течение многих лет оставался лучшим в городе. Именно здесь в 1900 году выступил с прощальным концертом перед отъездом в Москву В.И.Качалов. Здесь в 1909 году пел перед казанцами Ф.И.Шаляпин, чуть позднее - Л.Собинов, выступали гениальные пианисты и композиторы С.Рахманинов и А.Скрябин. Здесь читал свои стихи Вл.Маяковский, прошли незабываемые концерты Я. Зака, Л.Оборина, В.Ашкенази, Д. Ойстраха и др.

Один из лучших в России

И, наконец, завершающим штрихом этого древнего культурного центра стало здание Большого концертного зала Республики Татарстан. Типовая невыразительная "стекляшка" 70-х годов стараниями московских архитекторов В.П. Логинова и Е.И.Прокофьева превратилась в сказочный дворец. Реконструкция проведена за максимально короткие сроки - с конца 1994 по начало 1996 года.

Авторы проекта здания Большого государственного концертного зала РТ получили в 2000 году Государственную премию России.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.