От конки до трамвая...
Если в первое время Татарская слобода была изолирована от города и отделена от него острожными стенами, то к XIX веку она составляла с ним единое целое, объединенное общими транспортными артериями.
Линии конной железной дороги
До конца XIX века жители Татарской слободы, как и всего города, пользовались извозчиками. Зимой на подработку в город съезжались татарские крестьяне на санях-розвальнях. Их называли «барабусами» (от татарского «барабыз» - «поедем»). Они, конечно, не могли предоставить своим седокам особого комфорта: сиденьем служил мешок, набитый соломой. Зато их услуги обходились в несколько раз дешевле, чем городских извозчиков.
Весной 1895 года Старо-Татарскую слободу связали с городом две линии конно-железной дороги. Первая - ее называли Центральной - шла от Верхне-Федоровской улицы (ныне ул. Олькеницкого) через Театральную площадь (ныне пл.Свободы) до площади Евангелистовской (ныне площадь у театра им. Г. Камала).
Вторая - Екатерининская линия - шла от угла улиц Владимирской и Поперечно-Владимирской (ныне угол улиц Чернышевского и Кирова) через Московскую и Евангелистов скую улицы (ныне улицы Кирова и Татарстан) до завода Крестовниковых (ныне химкомбинат им.Вахитова).
Первые трамваи
Спустя всего несколько лет возникла необходимость переоборудовать эти транспортные линии с конной на электрическую тягу. В 1899 году была построена и принята Центральная электрическая трамвайная станция, расположившаяся на месте нынешнего здания Татарского академического театра имени Г. Камала.
Движение электрических трамваев открылось 18 ноября 1899 года. Местные газеты писали: «В час дня на электростанции около Евангелистовской площади был отслужен торжественный молебен. По окончании приглашенная публика была помешена в шесть моторных вагонов, которые последовали по центральной линии к ресторану «Славянский базар» (ныне ресторан «Казань») на завтрак.
13 декабря 1900 года началось движение трамваев и через Старую Татарскую слободу по Екатерининской линии. К 1910 году линии трамвая продлили до Арского поля (ныне ЦПКиО им. Горького) и до железнодорожного вокзала. В 1925 году число трамвайных маршрутов через Старо-Татарскую слободу увеличилось, а в 1931 году трамвайные линии связали с городом и Новую Татарскую слободу.