Развитие ремесел и торговли в КазаниСвоеобразие татарских слободок не только в их архитектурном облике и особенностях национального быта, но и в том, что они были центром развития национального искусства и художественных ремесел.

Судя по дошедшим до нас сведениям, в средневековой Казани были целые кварталы ремесленников: каменщиков, плотников, горшечников, кожевников, ювелиров. Эти традиции сохранялись и в Старой Татарской слободе.

Мастера-медночеканщики производили традиционную восточную посуду, кувшины и кумганы, которые расходились по всей России. Золотошвейки вышивали национальным орнаментом молитвенные коврики - намазлыки, скатерти - ашъяулыки, татарские тюбетейки - такия, шили национальную одежду - чапаны, казакины, платья (кюльмяк), изготавливали золотошвейные головные уборы - калфаки. Артели художников-каллиграфов переписывали и оформляли рукописные книги, причем не только религиозного содержания. Так, огромной популярностью среди татар пользовалась поэма Кул Гали «Кысса и Юсуф» (первая треть XIII века). Они же изготовляли шама-илы - настенные панно и картинки с изречениями из Корана, мудрыми высказываниями и отрывками из произведений восточных поэтов.

Широко развито было кожевенное дело. В многочисленных мастерских, а нередко и просто на дому, шили мужскую и женскую сафьяновую обувь: сапожки на высоком каблуке, ичиги, туфли, домашние тапочки. Изумительно красивые вышитые сапожки с аппликациями из цветной кожи носила в старину не только татарская знать, но и русские бояре. Только мастерские Мелькумова и Галеева в Казани вырабатывали до революции более 80 тысяч пар обуви в год.

Но, пожалуй, наибольшей славой пользовались татарские алтынчы, или комешче - ювелиры. Они изготовляли изысканные, украшенные самоцветами броши, браслеты, нагрудники и другие женские украшения. Древняя техника бугорчатой скани, известная еще с булгарских времен, нашла свое продолжение в изящных филигранных изделиях казанских ювелиров.

Изделия казанских мастеров пользовались неизменным спросом в городах и селах Поволжья, Приуралья, Средней Азии. Добирались они и до Западной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Их награждали престижными медалями на международных выставках в Париже, Чикаго, Копенгагене и других городах мира.

В свою очередь Татарская слобода закупала специфическую продукцию из стран мусульманского Востока: персидские ковры, среднеазиатские сухофрукты, китайскую посуду и шелка, ткани и книги из стран арабского мира.

Торговая элита Статарской слободы

Наряду с развитием ремесел Старая Татарская слобода отличалась ускоренным развитием торгового капитала. После того, как татарских купцов уравняли в правах с русскими, они стали торговать по всей России и вскоре монополизировали торговлю продукцией национальных ремесел, меховыми и кожевенными изделиями. Здесь сложились целые торговые династии: купцов Юнусовых, Апанаевых, Утямышевых и др.

Старая Казань. Юнусовы

Основателем купеческой династии Юнусовых был Мухаммед Рахим Юнусов (1743 - 1820) - владелец кожевенного завода и торговец изделиями из юфти (кожи особой тонкой выделки). В 1793 году его выбрали головой Татарской городской ратуши. Он считался неформальным лидером всей татарской части Казани. По всем делам - мирским, религиозным и семейным - татары шли к нему. Его именем названа мечеть на улице Каюма Насыри, 17, на строительство которой он пожертвовал крупную сумму денег (ныне - мечеть Марджани).

Дело Мухаммед Рахима продолжил и приумножил его сын Губайдулла (1776 - 1842). Он владел уже двумя кожевенными и одним мыловаренным заводом и тоже со временем встал во главе Татарской ратуши (1842). Это по его завещанию была построена Сенно-базарная мечеть (ул. Кирова, 74).

Но наибольших успехов добилось третье поколение - братья Ибрагим, получивший звание ком-мерции советника (1806 - 1886), и Исхак (1814 - 1885). Они были совладельцами мыловаренного, свечного, юфтевого и козлового заводов, бумаго-прядильной фабрики. Братья неоднократно избирались ратманами (членами Татарской ратуши), гласными городской думы, основали и содержали мусульманский детский приют.

Большим авторитетом пользовался Ибрагим Юнусов (1806 - 1886). В 1844, 1845, 1854 годах. Ибрагим Юнусов был ратманом Татарской ратуши. Юнусовская площадь в забулачной части Казани была названа в честь купцов Юнусовых. Ныне площади возвращено ее историческое название.

Об Ибрагиме Юнусове ходили легенды. Рассказывают, например, что однажды во время своих поездок по России он оказался на одном постоялом дворе с двумя муллами. Пользуясь тем, что

оказались вдали от своих прихожан, муллы изрядно приложились к «шайтан-воде». Чтобы проучить нечестивых священнослужителей, Ибрагим Юнусов прибил их калоши, оставленные на крыльце, гвоздями. Выйдя из постоялого двора, муллы, не спеша, с достоинством, натянули калоши, дернулись и рухнули в разные стороны под дружный смех собравшихся зевак...

Ибрагим Юнусов был, выражаясь современным языком, спонсором кулачных боев стенка-на-стенку на льду озера Кабан и сам был непрочь поразмять косточки.

Наследники братьев Юнусовых, их дети и внуки такой роли в жизни татарского общества уже не играли, хотя и избирались неоднократно гласными городской думы.

Старая Казань. Апанаевы

Пожалуй, наибольшего размаха предпринимательской деятельности достигла династия купцов Апанаевых, оставившая заметный след в истории Казани. В документах зафиксированы семь поколений Апанаевых - землевладельцев, промышленников и торговцев.

Родоначальником купеческой династии был Апанай Хафиз (годы жизни неизвестны), происходивший из служилых татар. Наиболее известным во втором поколении был Муса Исмагилович Апанаев (1766 -1827), который раньше многих пробился в первую купеческую гильдию. Он был владельцем кожевенного завода, судьей так называемого Совестного суда, а под конец жизни сделался почетным гражданином города Казани.

Из других представителей этой славной династии следует назвать Мухаммада Мусиновича (1804 - 1877) - владельца мыловаренного завода и потомственного почетного гражданина города Казани: в 1838 -1841 гг. он был головой Татарской ратуши, и Юсупа Исмагиловича (1770 - после 1825 г.)

- владельца кожевенных и мыловаренных заводов, содержателя татарской типографии и в 1794 -1800 годах - гласного Казанской городской думы.

Одним из последних представителей этого знатного рода был Мухаммад-Бадретдин Апанаев (1876 - после 1937). В 1905 году он выступил в качестве одного из учредителей знаменитой торговой фирмы «Торгово-Промышленное Товарищество Апанаевы и Казаковы». Удачливый предприниматель, помимо коммерческой хватки, обладал и недюжинной общественной активностью. Он был гласным городской думы (1898 - 1917) и успешно работал в разных комиссиях.

Старая Казань. Азметьев

В свое время на всю Казань гремело имя другого татарского купца первой гильдии - Минлебая Азметьева (1792 - 1858), который торговал шкурами, обработанными на его собственных предприятиях. В 1839 году он был избран городским головой, а в 1844 году -ратманом Татарской ратуши. Но удача изменила ему. М. Азметьев разорился и был исключен из купеческого сословия. Дом Азметьевых находился по ул. К. Насыри, 36.

Старая Казань. Утямышевы

Основатель династии Мухам-мадгариф Ибрагимович (1830 -1893) жил в Арске и торговал чаем, сахаром, «китайкой», т.е. товарами, которые пользовались наибольшим спросом на селе. Дела шли успешно, и в 1880 году разбогатевший коммерсант переезжает в Казань. Через несколько лет он становится купцом первой гильдии. В 1888 году учреждает фирму «Товарищество «Казанская мануфактура Утямышева и К°» по производству и торговле мануфактурными товарами. Товарищество открыло большую бязекрасильную фабрику в Татарской слободе, а вскоре там же основало и мыловаренное производство.

К началу XX века мануфактура Утямышева входила в число ведущих промышленных предприятий Казани. В течение двух десятилетий талантливый коммерсант сделался своеобразным монополистом на казанском рынке.

После Октябрьской революции все фабрики и магазины Утямышевых национализировали, хозяев - репрессировали. Однако сегодня в городе проживают немногочисленные потомки этой знаменитой династии.

 

Промышленность в Татарской слободе

 

Татарская слобода издавна славилась своими ремеслами, а также кожевенным, меховым, мыловаренным, валяльно-войлочным производством. К ним за годы советской власти прибавились новые: металлообработка, мебельное, медико-инструментальное и радиотехническое производство. Среди промышленных предприятий, расположенных ныне на территории Старо-Татарской слободы, наиболее крупными являются два: химкомбинат им. М. Вахитова и завод «Радиоприбор».

Химкомбинат имени М. Вахитова в Казани

Это предприятие, расположенное на самой границе Старой Татарской слободы, является одним из старейших не только в городе, но и в республике. Стеариново-мыловаренный, глицериновый и химический завод основан в 1855 году московскими фабрикантами, братьями Александром, Василием и Иваном Крестовниковыми. Уже в первые годы своего существования это был крупный завод, на котором трудилось 355 рабочих. Помимо мыла разных сортов, здесь производили стеарин, глицерин и др.

Сегодня на этом предприятии кроме традиционного мыла и свечей производят огромное количество синтетических моющих средств, стеариновую и олеиновую кислоты и многое другое. В советские годы предприятию было присвоено имя Мулланура Вахитова, но основатели завода также не забыты.

Завод «Радиоприбор»

Это предприятие, расположенное в центре Татарской слободы, на улице Фаткуллина, ведет свое начало с трудных военных лет. Жизнь заводу дал Московский завод пластмасс, эвакуированный в Казань 14 декабря 1941 года. Первые станки установили в полуподвале полуразрушенного трехэтажного здания завода «Красный восток». Корпуса завода только еще строились, а завод на 70-й день после эвакуации уже выдал первую продукцию - детали для боевых самолетов.

К 1943 году завод поставлял для авиапредприятий страны более пятидесяти наименований различных изделий. После войны завод перепрофилировали на выпуск навигационной радиоаппаратуры для авиапромышленности. С тех пор номерное предприятие и получило свое нынешнее название - «Радиоприбор». С 1989 года предприятие переживало серьезный кризис. Спрос на специальные радиолокационные приборы и системы ближней навигации резко упал, госзаказов почти не было.

Однако за счет изготовления новых видов продукции, в том числе товаров народного потребления, кризис удалось преодолеть. Сегодня это предприятие уверенно смотрит в завтрашний день. Сейчас в префектуре «Старо-Татарская слобода» серьезно озабочены тем, как восстановить традиционные для слободы ремесла: ювелирное, золотошвейное, каллиграфическое, аппликации по коже и др. В этом направлении уже предпринимаются первые обнадеживающие шаги.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.