Старая Татарская слобода в первые века своего существования служила своего рода резервацией для татарского населения Казани. С первых дней перед жителями слободы встала задача, наряду с элементарным физическим выживанием, сохранить родной язык, культуру, веру, обычаи предков.

Но если в первое время сохранить целостность нации помогала мусульманская вера, то в дальнейшем эта задача все в большей мере возлагается на литературу и искусство. Датой рождения татарского театра считается 1906 год, когда возникла первая профессиональная татарская труппа «Сайяр» («путешествующий, гастролирующий»). Но ничто не возникает на пустом месте, так и корни татарского театрального искусства восходят к более ранним временам.

В 1888 году татарский писатель Г. Ильяси написал первую татарскую драму «Бичара кыз» («Несчастная девушка»). Однако отцом татарской драматургии называют первого профессионального драматурга из татар Галиасгара Камала. Именно его пьесы способствовали повышению интереса к театральному искусству в татарском обществе. В последней четверти XIX века самодеятельные коллективы шакирдов, мугаллимов, учащихся учительской школы все чаще начинают организовывать самодеятельные вечера с исполнением небольших одноактных пьес. Чаще всего ставили драму «Несчастный юноша» Г. Камала.

На подобные вечера собиралась татарская учащаяся молодежь (в 1902 году одних шакирдов в Казани было более тысячи), передовые учителя, военные, приказчики, культурная элита. Приходилось преодолевать яростное сопротивление кадимистов, считавших театр «бесовской забавой», противоречащей шариату. Особое негодование мусульманских фанатиков вызывало появление на сцене женщин. Из-за этого в первые годы существования театра женские роли приходилось исполнять мужчинам.

Поскольку такие вечера проводились обычно в конце недели, в субботу (тат. шимбэ), их участники получили название шимбэчелэр. В 1905 году в Казани один из молодежных кружков назывался «Шимбэ». Из-за недостатка оригинальных пьес самодеятельные артисты ставили и переводные пьесы, лишь слегка адаптированные к местным условиям, нравам и обычаям.

В богатых домах ставились домашние спектакли, также привлекавшие немало зрителей и подготавливавшие почву для профессионального театра.

Труппа «Сайяр»

Возникшая в 1906 году первая профессиональная татарская труппа «Сайяр», основу которой заложил И. Кудашев-Ашказарский, обязана своим дальнейшим развитием подвижническому труду режиссера, художественного руководителя и талантливого артиста Габдуллы Кариева (1886 - 1920). Поскольку у труппы поначалу не было своего помещения, она кочевала по городам и весям (отсюда и название), а в Татарской слободе арендовала более или менее приспособленные помещения.

В 1911 - 1914 годах труппа арендовала помещение Восточного клуба, который в это время располагался в доме Апанаева по ул. Татарстан, 3. В репертуаре труппы почетное место занимали произведения татарских драматургов: «Первое представление», «Ради подарка», «Распутство», «Банкрот», «Тайны нашего города» Г. Камала, пьесы Ф. Амирхана, М. Файзи и др. Заметных успехов в этих постановках добился Г. Кариев. Именно ему татарский профессиональный театр обязан своими первыми удачами.

Дальнейший творческий рост театра был возможен только при условии расширения репертуара. Хорошо понимая это, Г. Кариев обращается к русской и мировой классике и ставит «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Грозу», «Без вины виноватые», «Доходное место» А.Н.Островского, «Ревизора» Н.В.Гоголя и др. Мировая классика помогала оттачивать актерское и режиссерское мастерство, которое ярко проявилось затем в постановках таких пьес татарских драматургов, как «Последний привет» К. Тинчурина, «Обезумевшая девушка», «Тагир и Зугра» Ф.Бурнаша, «Хаджи-женщина» Ш. Камала, «Галия-бану» М.Файзи и др.

Наряду с Г. Кариевым в труппе засверкали имена таких звезд татарского театра, как В. Муртазин-Иманский, С.Гиззатуллина-Волжская, Г. Болгарская, Б. Болгарский. Н. Сакаев, Г. Мангушев, Камал I и др.
Спектакли «Сайяра» часто сопровождались лекциями на актуальные темы, диспутами, декламациями, концертными номерами. Зал Восточного клуба на 150 мест был переполнен, а нередко люди теснились в проходах.

Прошло 80 лет, и на берегу озера Кабан, как раз напротив прежнего Восточного клуба, возникло величественное здание Татарского государственного академического театра им. Г. Камала. Здание, напоминающее летящий над водой косой парус, построено по проекту архитекторов М.Х.Агишева и М.Н. Горлышкова, инженера Н.В.Точилина. На сегодня это лучшее театральное здание Казани, где проводятся почти все торжественные мероприятия и юбилеи.

Дальнейшее становление музыкальной культуры.

Ислам способствовал сохранению единства нации и ее самосознания. Но он же препятствовал развитию живописи (кроме каллиграфии и орнаментального искусства), музыки, других видов искусства. Все, что не укладывалось в нормы шариата, жестоко преследовалось реакционерами.

Неудивительно, что зачатки профессиональной музыки у татар, как отмечал композитор Л. Хамиди, берут свое начало... в ресторанных оркестрах. Именно тут, в ресторанах «Булгар» (ул. Кирова, 59) и «Амур» (ул. Кирова, 70) выступали первые татарские музыканты. Тогда это были не только питейные заведения, но и музыкальные салоны. И публика собиралась специально, чтобы послушать музыку по заранее составленной программе.

В таких салонах набирались опыта будущие известные композиторы С. Сайдашев, А. Ключарев и др. Здесь же получил известность татарский скрипач М. Юсупов. Послушать их выступления прихолили Хади Такташ, Кави Наджми, Галиасгар Камал и др.

«Однажды, - пишет Л.Хамиди, - возле ресторана я прочитал афишу: «Симфонический ансамбль под руководством Салиха Сайдашева исполнит татарские мелодии». До этого я не слышал татарских народных песен в оркестровом исполнении. Это было для меня приятной неожиданностью. В состав ансамбля входили почти все инструменты симфонического оркестра. Я с восторгом слушал игру симфонического ансамбля».

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.