Знаменитый ученый, историк, этнограф и врач Карл Фукс, живший в начале XIX века в Старой Татарской слободе, свидетельствует: «Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением других».

Высокий уровень образованности среди татар отмечал позднее, уже в начале XX века, В.И.Ленин: «...У казанских татар на 150 человек приходится сейчас одна мечеть и один мулла, и одна школа на сто душ обоего пола».

Медресе Мухаммадия

К концу XIX века в Казани действовали около двух десятков национальных учебных заведений мусульманского толка - медресе. Они давали знания трех ступеней: низшее (основы ислама, умение читать и писать на родном языке, арифметика, основные знания по географии, истории, личной гигиене и другим предметам), среднее (здесь, помимо татарского и арабского языков, изучали еще русский, литературу, всеобщую историю и историю России, законоведение, основы бухгалтерского счета и другие светские дисциплины) и высшее. Те, кто заканчивал все три ступени, получал высшее гуманитарное образование. Они знали не только основы ислама, но и в совершенстве владели восточными языками (арабским, персидским, турецким).

Самым знаменитым в Казани было медресе Мухаммадия - крупнейшее в мусульманской России, учережденное в 1882 году имамом пятой казанской соборной мечети Галимзяном Баруди (1857 - 1921). Выдающийся реформатор-педагог Г. Баруди реализовал в этом учебном заведении свои новаторские идеи по разрушению старого схоластического метода образования, основанного на голой зубрежке.

В начале XX века в Мухаммадия обучалось рекордное для Казани количество шакирдов (учащихся) - более 500, работало до 20 мугаллимов (преподавателей). В стенах этого учебного заведения получил образование тот пласт, который в дальнейшем составил цвет татарской интеллигенции. Это такие известные общественные деятели, как Х. Ямашев, К. Якуб, М. Алмаев., писатели: Ф. Амирхан, З. Башири, Ф. Бурнаш, М. Гафури, К. Тинчурин, Г. Камал, Н. Исанбет, ученые Г.Шараф, Г. Губайдуллин, артисты: З. Султан, Габдрахман и Габдулла Камалы, композитор С.Сайдашев, художник Б. Урманче и многие другие.

Амирхановское медресе

К числу передовых медресе джадидского толка (т.е. новометодных) относилось и Амирхановское. Оно действовало при мечети Иске-Таш и насчитывало около 80 шакирдов. Преподавателями этого медресе в конце XIX века были выдающийся татарский писатель и общественный деятель Гаяз Исхаки и видный татарский педагог, автор новых учебников для новометодных медресе Мухаммед-зариф Амирханов. Последний считался признанным лидером среди населения не только своей махаллы, самой крупной в Казани (она насчитывала 1260 душ мужского пола), но и всей Старо-Татарской слободы. Не случайно медресе названо его именем.

Анапаевское медресе

Другие казанские медресе считались кадимистскими, т.е. старометодными. Обучение в них было построено на зубрежке Корана и заучивании наизусть религиозных текстов. Даже известный философ и историк Ш. Марджани в своем медресе Марджания не смог «переломить» эту тенденцию, хотя шакирды и ценили медресе за дух свободомыслия, царивший здесь, прежде всего благодаря личности его основателя.

После смерти Ш. Марджани медресе перешло под влияние Г. Баруди (теперь оно называлось Апанаевским), который ввел новометодную систему обучения.

В Апанаевском медресе в разные годы обучались видные татарские писатели Г. Исхаки,З. Бигиев, М. Гали, А. Шамов, известный народный певец К. Мутыги и др.

После революции все татарские медресе были закрыты, но с началом перестройки начали открываться вновь. Сейчас в Казани действуют медресе: Мухаммадия (ул. Г. Тукая, 34), медресе «Тысячелетия принятия ислама» (ул. Гафури, 67) и Российский исламский университет (ул. Газовая, 19).

Учительская школа, семинария и гимназия

Помимо чисто мусульманских, были в Татарской слободе и другие учебные заведения.

На ул. Г. Тукая, 73 располагалась учительская школа - первое светское учебное заведение для татар с преподаванием на русском языке, (открыта в сентябре 1876 года). При школе было базовое начальное училище, где проходили педагогическую практику учащиеся старших классов. Примечательно, что среди преподавателей было много известных ученых, прогрессивных людей своего времени: В. Радлов - основатель отечественной тюркологии (руководил школой с 1876 по 1884 гг., пока в качестве академика не был отозван в Петербург); видный языковед, впоследствии член-корреспондент АН СССР В. Богородский; татарские просветители Каюм Насыри и И.Терегулов.

Благодаря тесным контактам с казанским университетом, особенно в 1905 - 1907 годы, школа отличалась демократическими настроениями.Школу окончили такие видные личности татарского народа, как общественный деятель М. Султангалеев, драматург Г. Кулахметов, ученые Г. Ахмаров, М. Файзуллин и Г. Камай.

В 1872 году по инициативе миссионера Н. И. Ильминского в Казани открылась учительская семинария, готовившая учителей - миссионеров для татарских, мордовских, марийских, чувашских, удмуртских школ. Она ставила своей целью обращение татар в христианство. Однако на деле сыграла немалую роль в просвещении народов Поволжья (ул. Марджани, 24-26).

В 1917 году семинария была закрыта. Сейчас в этом здании находится техникум легкой промышленности.В 1916 году в Казани на нынешней ул. Татарстан открылась первая татарская женская гимназия Фатихи Аитовой. Здание ее не сохранилось.

Но зато прекрасно сохранилось здание второй мужской гимназии, расположенное на Левобулачной, 48, построенное в 1835 году в стиле классицизма. Здесь учились будущие революционеры Н. Э. Бауман, В. В. Адоратский, известный ученый-медик И. В. Домрачев, татарский композитор Д. Файзи и др.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.