Краевед-филокартист Абдулла Дубин, выпустив несколько комплектов открыток, объединенных одной темой и задачей, завершил (во всяком случае, на сегодня) представление своего филокартического архива цельным альбомом (Татарское книжное издательство, 2003).

«Коллекционеры - самые счастливые люди» - справедливо заметил еще Гете. Действительно, нельзя заглянуть в завтра, не зная, что было вчера, ибо история - это память народа, а народная мудрость гласил: «Утратив память, потеряешь ум», - так начинает автор свое предисловие. Он сообщает в этом предисловии много подробностей и о филокартии (филокартия - от греческого «люблю» и латинского «карта»), и о своем увлечении ею. Читатель, который впервые встретился с открытками из архива Дубина, узнает, что его главными темами являются Поволжье и Кама, города Астрахань и Казань. На открытках - природа и люди, наука и культура, а главное - виды старинных городов, прежде всего - Казани. Что очень важно, филокартист дал любителям старины возможность взглянуть на одни и те же объекты из разных времен, сделав десятки сопоставительных фотографий. И если коллекции старинных казанских открыток есть у многих краеведов, то в этом деле он, пожалуй, выступил пионером.

Важно, что в альбоме «Казань историческая» автор представляет сразу несколько открыток одного и того же здания или вида Казани. Это, во-первых, помогает лучше ориентироваться в ТОЙ Казани, во-вторых, дает много дополнительной информации. Например, снимок городского театра на странице 58, позволил мне, наконец-то увидеть, где же стояло первое кирпичное здание театра.

Как мне кажется, заслуживает похвалы оформление альбома (Рушан Шамсутдинов). Открытки размещены на фоне других снимков. И хотя это фрагменты того же самого изображения, создается впечатление двойного исторического контекста.

Зная, как трудно найти деньги для краеведческих изданий, нельзя не высказать слова восхищения подвижнической работой коллеги, который отдает популяризации своего архива, а значит - истории Казани, много сил и времени.

В нашем разговоре Абдулла Ибрагимович высказал сожаление, что после выхода альбома в подписях обнаружились неточности. Каждый, кто занимается популяризацией истории (по себе знаю), нередко берет грех на душу - повторяет чужие ошибки. Как же можно не верить подписи на старинной открытке, если ее дали очевидцы? Но, к сожалению, опыт учит: перепроверять надо и очевидцев. Мы по современникам видим, с какой легкостью относятся некоторые авторы книг, особенно газетных и журнальных статей к своей работе, оставляя на историческом полотне ложные сведения, на которых в будущем споткнется не один историк и краевед.

Л.ВАХРАМЕЕВА


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.