Современные средства массовой информации наполнены, а некоторые просто переполнены всевозможными скандалами и разоблачениями (существует даже "Скандальная газета"). Чтение подробностей политических, экономических, уголовных, юридических и иных скандалов кому-то доставляет удовольствие. У кого-то вызывает раздражение. Но практически все читатели лишаются уверенности в добропорядочности политических и экономических политических и экономических российских лидерах (вполне возможно, последнее и является главной целью отдельных электронных и бумажных СМИ). Кажется, что весь мир сошел с ума, что ничего подобного в истории человечества никогда не было… И только чтение Библии и Корана приносит успокоение - были в истории человечества времена и потруднее, и поподлее... Но в большинстве случаев люди всегда находили в себе волю и мужество встать на праведный путь и продолжить восхождение по дороге добра и созидания.

Казань не является исключением из общего правила. Вспомним несколько известных и малоизвестных казанских скандалов, чтобы на их примерах показать читателям, что все нынешние политические и экономические "выверты" есть "суета сует", а истинные ценности создавались и создаются самими горожанами в виде детей, зданий, книг, дорог и т.д., и т.п.

В 1711 году Казань была потрясена решением губернатора П.М.Апраксина оставить наместником на время своего отсутствия... четырехмесячного сына. Потрясена, но стерпела: Петр Матвеевич отличался крутым нравом и был скор на расправу.

Казанский губернатор Артемий Петрович Волынский известен широкому кругу россиян как крупный государственный и политический деятель, дипломат, участник составления проектов государственного переустройства России. И лишь историки-профессионалы и любители исторических романов знают, что по части получения взяток и казнокрадства Волынский превосходил всех известных российских деятелей. Практически все жители Казанской губернии вне зависимости от социального статуса, национальной и религиозной принадлежности были обложены обязательной мздой. Но справедливость все же восторжествовала - благодаря казанскому митрополиту Сильвестру в 1730 году А.П.Волынский был отдан под суд, что, однако, не помешало ему стать в 1738 году кабинет-министром императрицы Анны Иоанновны. Закончил свою деятельность Волынский печально - он был казнен по наговору своих противников во главе с Бироном.

Один из казанских скандалов связан с потомком казанского мурзы, знаменитым русским поэтом Г.Р.Державиным (1743-1816). Едучи в дилижансе из Санкт-Петербурга в Казань в гости к матери, молодой Гаврила Романович соблазнил попутчицу. Особую пикантность этой истории придает тот факт, что попутчица была любовницей директора казанской гимназии, в которой в свое время учился Державин.

В 1801 году в Казани разразился скандал, потрясший всю Россию. По приказанию казанского губернатора П.П.Пущина и еще ряда должностных лиц казанская полиция для добывания признаний стала применять пытки. Один казанский мещанин был запорот до смерти. Сведения о бесчинствах дошли до молодого императора Александра I. Последний был настолько потрясен, что издал специальный указ о запрещении пыток в Российской империи. Таким образом, казанский скандал способствовал развитию демократических преобразований в России.

Современных казанцев иногда шокируют голые последователи Порфирия Иванова, зимой обливающие водой не только себя, но и детей. Однако нечто подобное Казань уже видела около 150 лет назад (только в гораздо меньшем масштабе). В середине прошлого века в нашем городе жил отец Савватий (в миру Сильвестр Иванович Пучковский). Служил он дьяконом академической церкви в Казанской духовной академии. Один из историков академии пишет, что отец Савватий принимался практиковать оригинальный способ закаливать свой организм, подвергая его попеременно действию теплых и холодных ванн, для чего и лето, и зиму или зарывался по горло в навоз, или купался в озере Кабан и реке Казанке, к великому беспокойству казанской полиции. Что ж, беспокойство полицейских можно понять: даже в наше "демократичное" время голый мужчина, покрытый до горла дымящимся свежим навозом, вызвал бы беспокойство не только у представителей силовых структур, но и у простого люда.

Пучковский остался в истории Казани и как первый человек, которому удалось регенерировать изношенные резиновые изделия. По словам того же историка, отец Савватий "варил" старые резиновые калоши, чтобы сделать их новыми и придать им более рациональную (!) форму. Следует отметить, что регенерация изношенных резиновых изделий (автомобильных покрышек, рукавов, обуви и т.д.) стоит очень остро как в плане экологии, так и в плане экономики и не решена до сих пор, несмотря на титанические усилия, принимаемые мировым ученым сообществом. Изношенные покрышки просто складируются под открытым небом до лучших времен. Недавнее возгорание такого склада в США привело к региональной экологической катастрофе (дым от сгоревших покрышек содержит почти всю таблицу Менделеева). Так что казанский отец Савватий 150 лет назад занимался не таким уж бесполезным делом.

"Скандальные выходки" отца Савватия можно отнести скорее к курьезам, чем к настоящим скандалам, но были в казанской жизни происшествия и события иного рода.

Следующий поучительный скандал связан с Г.Е.Распутиным (1872-1916). До сих пор о нем снимаются телефильмы, телепередачи, пишутся книги и статьи (телевизионную передачу Э.Радзинского о Распутине видела вся смотрящая Россия, а вся читающая Россия в "Книжном обозрении" №47 за 1999 год ознакомилась с отрывками из исторического детектива современного культового писателя В.Лаврова "Страсти роковые", центральное место в котором опять-таки занимает деятельность сибирского старца). А начинал свое восхождение к вершинам популярности и власти Григорий Ефимович в Казани в 1903 году, находясь на содержании у миллионерши Башмаковой. Похождения Распутина привлекали пристальное внимание законопослушных казанцев. В Казани Гришей (так ласково назывался будущий всесильный придворный интриган) был применен один из оригинальных способов усмирения "женской гордыни". Отец Григорий, находясь в одном из многочисленных казанских публичных домов, расположенных на "Песках" (ныне пустырь за памятником Г.Тукаю), просвещал души женщин и встретил упорное непонимание одной из обитательниц. Обычный посетитель довольствовался бы лишь телом, оставив в покое душу падшей женщины, но не таков был Григорий Ефимович. Сорвав свой пояс, Распутин, бичуя им голую девицу, прогнал бедную проститутку вдоль всей улицы на глазах остолбеневшей публики. В конце концов, женская гордыня была Григорием Ефимовичем укрощена, а душа спасена.

Казанские газеты живо откликнулись на новый для Казани воспитательный метод и в деталях живописали все его подробности. Не обошли сей любопытный факт и зарубежные ученые, исследовавшие жизнь знаменитого старца. Один из них писал: "Христос, бичуя, выгнал торгующих из Храма в Иерусалиме (откуда потом распространилось учение Христа) - Распутин, бичуя, выгнал проститутку из "храма любви" в Казани, откуда потом распространился толк (ересь) малеванщины". Напомним читателям, что "малеванщина" - это разновидность хлыстовства (точнее - штундо-хлыстовства), ее основатель Кондрат Малеванный проходил лечение в специальной психиатрической больнице в Казань (где, по некоторым данным и умер). В 1899 году коммуна последователей К.Малеванного двинулась в Казань, но была остановлена и подавлена. В дальнейшем "малеванщина" перекинулась в Сибирь вплоть до Иркутской губернии, и, поговаривают, жива до сих пор.

В начале 1906 года отец Григорий покидает Казань и с рекомендациями одного из высокопоставленных казанских деятелей направляется в столицу Российской империи. Петербургские скандалы Г.Е.Распутина широко известны, растиражированы, и останавливаться на них не имеет смысла.

В начале XX века Казань с жаром обсуждала, достаточно неординарное для нее событие. Один из профессоров Казанского университета был застигнут в одном из номеров гостиницы "Франция" с несовершеннолетней девочкой (гостиница занимала нынешний дом №15/25 по улице Кремлевской, в котором теперь размещается итальянская пиццерия). Разразился скандал, основоположник сим-биогенеза, знаток виноградарства и первобытной археологии был вынужден эмигрировать в Женеву, где и умер почтенным старцем.

В роли несовершеннолетней жертвы побывал и наш знаменитый земляк Ф.И.Шаляпин. В своих воспоминаниях он пишет, что познал женщину в 13 лет. Умалишенная девица была "навязана" Феде ее матерью. Таким образом, она пыталась излечить дочь от несчастной любви... Скандальные подробности жизни казанцев в конце XIX века прекрасно описаны Федором Ивановичем, и повторяться, в данном случае нет надобности.

Любили поскандалить и казанские студенты. Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921) - знаменитый российский быто-писатель и человек, введший в русский язык слово "интеллигент", в 50-х годах 19 века учился в Казанском университете. Он вспоминал, что любимым занятием казанского студенчества было посещение публичных домов в Забулачье с последующим их полным разгромом. Что вытворяли студенты с казанскими проститутками, Петр Дмитриевич не решился рассказать в своих воспоминаниях и спустя полвека. "Гнусная экзекуция" проституток была в порядке вещей (Г.Е.Распутина, как выясняется, по части "бичевания" казанских проституток почти на полвека опередили казанские студенты). Остались нерасшифрованными первым российским интеллигентом и такие чисто казанские термины, как "хлюст" и "хлюстованье" (отсутствуют эти слова и в толковом словаре профессора Т.В.Ахметовой "Русский мат", что указывает на местное, казанское их происхождение). П.Д.Боборыкин отмечает лишь, что это очень циничные термины, но стесняется дословно передать их и увиденное. К сожалению (или к счастью, кто знает), слова "хлюст", "хлюстованье" и их значение утеряны для современников.

В 1906 году казанцы, затаив дыхание, наблюдали за развитием скандала между модным в ту пору архитектором К.С.Олешкевичем и молодым писателем А.Н.Толстым. Константин Савинович известен в Казани как автор жилого дома дворянства (ныне консерватория), дома М.С.Марко (ныне - театральное училище), Шамовской больницы, промышленного училища (ныне - КГТУ-КХТИ). Свой дом К.С.Олешкевич построил в стиле модерн (ныне ул.Муштари, 33, здесь размещается Институт информатизации; скандал, связанный с убийством несколько лет! назад директором этого института нескольких своих сотрудников, собственной жены и последующим самоубийством, потряс всю Казань и помнится жителями города до сих пор). Алексей Николаевич был известен в ту пору как недоучившийся студент Санкт-Петербургского технологического института и автор нескольких стихотворений в "Волжском вестнике". Никто не подозревал, что впоследствии Алексей Толстой станет классиком советской литературы, академиком, автором всемирно известных романов "Хождение по мукам", "Петр Первый", "Аэлита". Олешкевичи и. Толстые дружили семьями. Тем неожиданнее было избиение Константином Савиновичем будущего советского академика хлыстом. При этом архитектор держал в другой руке револьвер, и Алексей Николаевич вынужден был стерпеть побои. Но на другой день Толстой, дождавшись на улице экипажа Олешкевича, избивает в свою очередь знаменитого архитектора нагайкой. Зная буйный нрав Олешкевича и опасаясь дальнейшего развития скандала, начинающий писатель бежит из Казани, не захватив даже молодой жены и малолетнего сына.

Раз уж заговорили об архитекторах, то стоит вспомнить еще два скандала, связанных с архитектурным плагиатом и старательно обходимых исследователями казанской архитектуры. Речь идет о памятнике русским воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, и здании Высших женских курсов.

Памятник воинам спроектирован и построен в 1823 году архитектором Н.Ф.Алферовым (1780-1840) и называется во многих путеводителях и монографиях "оригинальным". Но ничего оригинального в нем нет - еще в 1792 году архитектор Е.В.Глазевальд построил семейный склеп Линденау в виде усеченной пирамиды в городе Махерне (округ Лейпциг). Через 31 год Николай Федорович повторил в Казани облик склепа Линденау под названием Памятник русским воинам. К сказанному следует добавить, что один из Линденау - Егор Иванович -учился архитектуре в Санкт-Петербурге как раз в то время, когда Н.Ф.Алферов работал там подручным у знаменитого архитектора А.Н.Воронихина, автора санкт-петербургского Казанского собора. По всей видимости, в Санкт-Петербурге Линденау и показал рисунок фамильного склепа Алферову. Каково же, надо думать, было удивление Егора Ивановича Линденау, когда, приехав осенью 1827 года в Казань преподавать архитектуру в университете, он увидел свой фамильный склеп на берегах Казанки! Казанские строители в точности повторили его формы, воздвигнув лишь на усеченную вершину небольшой крест... Но до сих пор историки и архитекторы продолжают утверждать, что формы казанского памятника навеяны поездкой Н.Ф.Алферова в Египет... Что ж, из одних и тех же фактов можно делать порой самые противоположные выводы.

Хорошо известны в Казани и произведения архитектора В.А.Трифонова: здание Государственного банка на улице Баумана (в 1915-1918 годах здесь хранился золотой запас России) и здание Высших женских курсов (ныне - физкультурный факультет педагогического университета). Здание Высших женских курсов построено в 1913 году и повторяет своим фасадом Купеческий клуб в Москве, возведенный в 1909 году по проекту архитектора И.А.Иванова-Шица. Желающие убедиться в идентичности фасадов обоих строений могут съездить в Москву и взглянуть на театр имени Ленинского комсомола ("Ленком"), расположившийся в бывшем Купеческом клубе, или сравнить представленные фотографии.

Долгое время в Казани жил и творил дважды академик (Российской и Американской Академий художеств) Н.И.Фешин (1881-1955). В Музее изобразительных искусств хранится уникальная коллекция работ художника. До недавнего времени предметом особой гордости казанцев были портреты вождей мирового пролетариата Маркса и Ленина, написанные знаменитым академиком. В связи с изменением политической ситуации в последнее десятилетие портреты были убраны из залов музея. Но дело не в этом. Портреты выполнены художником, чтобы как-то прокормить себя и семью. С голоду же, кроме изображения классиков марксизма-ленинизма, академик проиллюстрировал и бессмертное порно-произведение И.Баркова "Лука Мудищев". Как говорится, голод не тетка... Правда, работы Николая Ивановича скорее эротичны, чем порнографичны, склад характера и воспитание не позволили художнику впасть в порнографию.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.