«Где теперь Сенной базар, там раньше были болота да вода…»

Татарское предание

История

С незапамятных времен все пространство от Булака до Волги представляло собой заливные луга с мелкими озерками и болотами. Они превращались зачастую – как это случилось, например, по свидетельству историка М.Пинегина, в 1867 году, когда разлив Волги затопил Забулачье вплоть до нынешнего театра моды «Лик» - в единую водную гладь во время вешнего разлива рек. К середине лета площадь просыхала и превращалась в огромный прекрасный луг, где первые жители Казани и ее слобод пасли стада овец, лошадей и коз.

сенной базар казань

Со времен образования Казани будущая площадь Сенного базара служила как бы тренировочным полигоном для воинов-джигитов, которые на ней, как гласят старинные татарские предания, упражнялись и совершенствовались в воинских искусствах. Это подтверждает и известный краевед Петр Дульский в своей работе «Памятники казанской старины», изданной в Казани в 1914 году. По праздникам Джиен и Сабантуй поле это становилось, подобно Арскому, стадионом для спортивных и зрелищных соревнований, а также I местом всевозможных гуляний и сезонных ярмарок, которые обязательно посещались казанскими правителями - улугбеками, а затем, после образования Казанского царства, и великими ханами, отчего в русских летописях издавна именовалось поле сие "Царским лугом". "И советовал государь, как пойти к городу, - писала так называемая "Царственная книга" в томе 13-м Полного собрания русских летописей, - и приговорил: стати самому... на Цареве лугу..."

Вскоре после образования Казанского ханства, а может, и чуть ранее, возникло в той части нынешней улицы Кирова, что звалась со второй трети XVIII века до 1935 года улицей Московской, селение-аул, которое, скорее всего, было подарено основателем ханства, внуком ордынского хана и "великого воителя" Тохтамыша Улу-Мохаммедом своему служилому беку Кураишу, а посему и стало называться аулом Кураиш, а в русской транскрипции -Кураишевой слободой...

Здесь я вынужден прервать повествование и дать необходимые пояснения. Итак, улица Кирова получила свое наименование лишь в 1935 году, после известных событий в Питере, а до этого делилась на три части, каждая из которых имела собственное имя.

Первые два квартала нынешней улицы Кирова носили название Успенской улицы, потому как стоял когда-то на месте нынешней новой автозаправочной станции с мойкой большой Успенский собор. Вторая часть, или третий квартал, начиная с вечнозеленого пятиэтажного здания на углу Кирова и Чернышевского, звалась улицей Владимирской, ибо стоял на месте этого дома, с петровских времен великолепный комплекс собора, зовущегося в народе Владимирским. А вся остальная часть нынешней улицы Кирова, вплоть до пересечения

ее с теперешней улицей Татарстан, именовалась улицей Московской, так как стояла чуть в глубине ее по левую руку церковь во имя Московских Чудотворцев. Именно на территории Московской улицы стоял аул Кураиш, а впоследствии находился знаменитый Сенной базар. ...Слобода была огорожена собственным острогом, принадлежала беку Кураишу как собственность, а посему, не входя в ханские времена в черту города, имела некоторую автономию от Казани и управлялась мэром-головой, назначенным беком Кураишем. Кроме того, слобода имела старинную и легендарную мечеть Отуч, названную, очевидно, по имени бека Отуча, первого, по словам летописно-публицистической, повести "Казанская история", воеводы казанского первой четверти XVI века. Это вовсе не значило, что и мечеть была построена в первой четверти XVI века, это только значило, что в те годы она звалась (в русской транскрипции) Отучевой или Утучевской. Раньше она могла зваться иначе, ибо известно, например, что мечети Апанаевская и Марджани в Старо-Татарской слободе перед тем, как стать таковыми, имели еще по три сменяющих одно другое названия. Отучева мечеть достояла, самое малое, до конца XVI века, ибо писцовые книги 1566-1568 годов упоминают ее в разделе "Посад Казанский", так как в это время Кураишева слобода была обнесена новыми посадскими стенами, став тоже городским посадом и войдя в черту города. Упоминает "Отучеву мизгить" и "Царственная книга", тем более, что недалеко от нее, по словам этой летописи и по словам историка М.Пинегина, за ней, располагалась ставка Ивана Грозного во время осады Казани летом-осенью 1552 года.

Забегая вперед, следует сказать, что нынешняя мечеть на Кирова, по преданиям, была построена на месте старинной деревянной мечети, которую иные исследователи старины смело отождествляют с Отучевой.

Вот на каком историческом месте возник в первые десятилетия XVIII века знаменитый Сенной базар.

Базар

По всем признакам территория Сенного базара в лучшие его времена начиналась нынешней улицей Г.Камала и заканчивалась теперешней улицей Профсоюзной; южной границей его служила правая сторона улицы Московской, а северной - улочка, идущая параллельно Московской, за нынешними автозаправочной станцией и Кировским садиком. Площадь эта имела вид прямоугольника, вытянутого по направлению улицы Московской, и занимала, по данным профессора Н.Загоскина, 7672 квадратные сажени, или более 16300 квадратных метров. Но это будет позже, а пока, в первые десятилетия XVIII века, все торговое место на бывшей Московской сосредотачивалось вокруг небольшого озерка, засыпанного, по словам составителя "Путеводителя по Казани" от 1899 года М.Казанского, лишь в 1832 году. И находилось это озерко на территории нынешнего Кировского садика. А все началось с приезда в Казань в мае 1722 года первого российского императора Петра Великого. Петр остановился у известного в Казани купца и промышленника Ивана Михляева, имевшего недалеко от Кремля собственную суконную мануфактуру, дела на которой шли много лучше, чем на казенном "шерстяном заводе" полковника Грузинцева. Петр это заметил, оценил, передал "шерстяной завод" в управление "кумпании" казанских купцов, крупнейшим долевиком в которой стал Михляев, и пригласил его на празднование собственного пятидесятилетия, проходившее в доме казанского губернатора А.Салтыкова. Там Михляев, польщенный вниманием и расположением Петра и не единожды, наверное, выпивший за его здравие, расчувствовался, ударил себя в грудь и объявил всем присутствующим, что выстроит недалеко от своего дома на месте старой приходской церкви во имя святых апостолов Петра и Павла (об этой церкви упоминали еще писцовые книги 1566-1568 годов) одноименную каменную соборную церковь.

Строительство началось, по одним сведениям, в том же 1722 году (по другим - в 1723-м), и коневой базар, расположенный до этого на небольшой площади рядом с домом Михляева, был вынужден съехать, найдя себе пристанище возле озерка на территории нынешнего Кировского садика. Скоро площадь вокруг озерка из-за наличия здесь лошадиного базара сплошь покрылась плотным слоем сена и отсюда получила название Сенной. Оно вместе с разрастанием базара распространилось на всю его территорию. А базар действительно рос и пополнялся целыми кварталами длинных одноэтажных лабазов, складов и лавок без окон, зато с тяжелыми железными дверьми под мощными запорами, к которым в былые времена ежедневно тянулись по утрам обозы с мешками, кулями, бочками и иной тарой. За этими дверьми было все: кожа, обувь, меха, шерсть, мука, крупы, скобяные товары и иная утварь. Такие вот лабазы и лавки еще можно при желании увидеть на короткой улочке за автозаправкой и Кировским садиком и на углу (правда, уже двухэтажные) улиц Кирова и Парижской Коммуны.

Западная граница базара обозначалась так называемым "Апанаевским подворьем", названным именем одного из богатейших купеческих домов в Казани. Рядом с ним стояли одноэтажные торговые лабазы - их еще можно было видеть в начале 70-х годов нашего столетия, покуда не выросло на их месте в 1973 году здание "Татгаза". А вот дальше стояли склады "миллионщиков" братьев Юнусовых; здание бывших складов и сегодня можно видеть по правую руку улицы Кирова под №66. Далее шел доходный дом Юнусовых - трехэтажное здание в стиле "модерн", где некогда опять-таки на втором и третьем этажах находилась популярная гостиница "Амур". За Юнусовским домом, в самом центре Сенного базара, выходило фасадом прямо на старую Сенную площадь - так стало называться первоначальное место возникновения Сенного базара на территории нынешнего Кировского садика -угловое двухэтажное здание Забулачной почтово-телеграфной конторы (также бывший купеческий дом известного торговца Усманова), откуда купцам и промышленникам было очень даже с руки отбить депешу какому-нибудь своему деловому партнеру, а с 1888 года - и позвонить, испросив разрешения на то у начальника сей конторы титулярного советника Яковлева. Заканчивался Сенной базар стоящим поперек улицы Московской и служившим восточной границей его территории нынешним домом №8 по теперешней улице Парижской Коммуны.

Северной границей Сенного базара, как уже сказано, являлась улочка за автозаправкой и Кировским садиком. Здесь, по татарским преданиям, опубликованным Н.Катановым в журнале "Деятель" за февраль 1898 года, было кладбище. "В этом кладбище были похоронены настоящие казанцы, - гласило предание, - которые выселились сюда из города Булгар и основали Казань". Наличие древнего татарского кладбища на части территорий нынешних автозаправки и Кировского садика подтверждали многие историки прошлых лет. Об этом кладбище имеется информация и в русских летописях.

Чтобы попасть на Сенной базар из центра города, например, с улицы Большой Проломной (ныне Баумана), нужно было завернуть направо от Богоявленской церкви (Баумана, 74) на улицу Сенную, являющуюся продолжением Университетской, пройти мясные ряды купцов Рязановых, пересечь Булак по Второму мосту, миновать улицу Левобулачную, и через квартал перед вами во всей красе представал Сенной базар. Центральным местом базара по-прежнему считалась старая Сенная площадь, к которой примыкали ряды мелких лавок и частных магазинчиков. Их число, по данным татарского историка и просветителя Каюма Насыри, было в последней четверти XIX века свыше двухсот. Здесь продавалось и покупалось все: от гвоздей и папирос до лошади с телегой. Впри-базарных чайных и трактирах заключались крупные сделки на скот, пушнину, шерсть или галантерею; перепродавались товары из далеких Персии и Китая. На всей территории базара с утра до вечера стоял невообразимый шум от расхваливающих свой товар уличных торговцев и лавочных зазывал и стайками сновали босоногие мальчишки, изредка подворовывая у зазевавшихся торговцев.

"Уже с утра кипит,

шумит базар,

купцы усердно щупают товар.

И продают и покупают там: кто обманул,

а кто обманут сам..."

Эти строки великого Тукая именно о Сенном базаре...

Улица Сенная (ныне Парижской Коммуны) выходила прямо на соборную мечеть, которая стояла в конце Сенного базара, возможно, на месте легендарной Отучевой мечети. Построенная по проекту ведущего казанского архитектора А.Песке, она сразу же вписалась в среду торговой площади. С ее возведением, по одним сведениям, в 1845 году, по другим - в 1849-м завершилось формирование Сенного базара как общественно-торгового центра татарской Казани. С ее появлением Сенной базар стал, наряду с татарскими слободами, еще одним местом, где можно было почувствовать биение пульса национальной жизни.

Закат

Шло время, и в Казань, как и в иные российские города, пришел октябрь 1917 года. Вскоре встали трамваи (по Успенской, Владимирской и Московской улицам ходил трамвай вначале на конной, а затем и на электрической тяге), затем перестал работать и водопровод. Магазины и лавки, начавшие было обзаводиться модными до революции зеркальными витринами, закрылись, уличные торговцы, по большей части, разбрелись кто куда. А сам Сенной базар покрылся толстым слоем мусора и грязи, ибо созданная еще в 1899 году мэром Казани, городским головой С.Дьяченко специальная команда для уборки улиц от мусора, снега и лошадиного навоза была упразднена, как буржуазный пережиток. Подобная картина наблюдалась и в других центральных торговых местах Казани - на Рыбной площади и Большой Проломной.

Не хватало самого необходимого: хлеба, соли, мыла, лекарств. Положение еще более усугубилось неурожаем 1920 года и как следствие - голодным 1921 годом. Зима и весна 1921-го выдались настолько лихими, что правительство Ленина было вынуждено опубликовать 7 июля декрет, вновь разрешающий частное предпринимательство. Сенной базар вздохнул раз, другой и... ожил. На лавках и магазинах вновь появились яркие вывески и зеркальные витрины. В 1922 году был реанимирован трамвай, в 1925 - водопровод. Открылась в устье Булака давно забытая весенняя ярмарка "Ташаяк", имевшая многовековую историю. В 1926 году, по данным Н.Калинина, на Сенном базаре насчитывалось 285 лавок и магазинов - больше, чем в лучшие времена базара в конце XIX века. Даже самая длинная торговая улица в Казани - Большая Проломная - имела в 1926 году только 225 торговых точек, а центральная площадь Казани -Рыбная - 160.

С прекращением нэпа Сенной базар захирел, однако продолжал жить - попробуй запрети татарину торговать! И выход был найден: ликвидировать не торговлю и торговцев, а само торговое место.

Первый удар по Сенному базару был нанесен в 40-е годы устройством на старейшей территории сквера с неработающим фонтаном. Затем на территории базара появились бензоколонка и здание "Татгаза".

Леонид Девятых


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.