Глубокой осенью 1958 года протяжными гудками пароходы навсегда прощались с причалами старого Казанского порта, располагавшегося в семи километрах от города. Поселок речников Дальнее Устье и старую пристань Казань поглотили воды Куйбышевского водохранилища. Наступила эпоха Большой Волги...

Название Дальнее Устье изредка можно услышать и сегодня. Это была летняя пристань Казани на месте впадения Казанки в Волгу. Зарождение здесь пристани уходит в глубь веков — к началу судоходства на Волге. К концу прошлого века пристанские причалы протянулись от устья Казанки до верхнего плечи Бакалдинского Яра более чем на три километра. Были причалы лесозаводские, местно-пригородные, паромные, угольной, соляной и нефтяной баз и с десяток других.

 Дальним Устьем назывался и поселок потомственных речников, выросший и сложившийся здесь за многие десятилетия. К концу пятидесятых годов это был вполне солидный микрорайон с жилыми домами, административным зданием портоуправления, речным вокзалом, почтой, поликлиникой, баней, магазином, столовыми, рынком. Имелись также детский сад, типография и редакция газеты «Казанский речник», библиотека и клуб, который, кстати, пользовался большой популярностью не только у речников, но и у казанцев, особенно молодых.

Дальнее Устье с городом соединял трамвай № 1. Этот маршрут существует и сейчас: от железнодорожного вокзала до Петрушкина разъезда. Рельсовый разворот находится на том месте, где раньше располагались причалы и пристани Ближнего Устья — в весеннее половодье пристанское хозяйство перебазировалось сюда. Весной, с наступлением ледохода, на трамвайных вагонах вывешивались плакаты «На Волге — ледоход!» и буквально вся Казань спешила к Устью: посмотреть на это ни с чем не сравнимое действо природы. Людей охватывало приподнятое настроение, они весело шутили, радовались. что встречают еще одну весну.

Все коренные устьинцы были преданы Волге, служили ей, передавая дело из поколения в поколение. Славные речники выходили из семей Солдатовых, Хреновых, Нугумановых, Бареевых, Баландиных, Вахитовых, Гришиных, Амировых и многих, многих других.

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
http://www.iske-kazan.ru/171-kazanskie-pristani#sigProId52b4a7bfd1

Старую пристань наверняка помнят сегодня уже немолодые мужчины, которым довелось учиться в казанских вузах в 40-50-х годах: заработанные на разгрузках барж деньги существенно дополняли их стипендии. Основные же перегрузочные расчеты выполняли профессиональные бригады грузчиков. Работали они по старинке, используя заспинные «подушки»: на весь старый порт приходился один слабомощный башенный кран.

В стадии зарождения была в те годы и судовая радиосвязь. До войны пробовали организовать связь с судами с помощью флажкового семафора. Этот способ не привился из-за трудностей в освоении семафорной азбуки и необходимости введения дополнительных работников —сигнальщиков — на берегу и на судах. Поэтому связь поддерживали, используя примитивный рупор или разъездные рейдовые катера. Пароходы в основном были колесные, а несамоходный флот наполовину состоял из деревянных судов.

Очень тяжел был труд бакенщиков. Еще задолго до захода солнца бакенщик начинал свою работу: тщательно чистил стекла фонарей и ламп, заправлял лампы керосином, регулировал фитили. Нужно было так подготовить свое хозяйство, чтобы бакены светили до самого рассвета. Ближе к вечеру бакенщик зажигал огонь в фонарях, укладывал их в лодку и выезжал устанавливать на бакены, независимо от погоды. На деревянной весельной лодке, в ветер и дождь, а осенью еще и в снегопад пробивался он от бакена к бакену, проходя на смену несколько километров.

Свидетелем многих событий были старые казанские причалы. Многих известных людей встречали и провожали они. Здесь в разное время бывали А. И. Герцен, В. Г. Короленко, А. М. Горький, В. И. Ленин, Н. К. Крупская — да всех не перечислишь!

Добрые воспоминания о старых пристанях на Дальнем Устье еще надолго сохранятся в памяти коренных казанцев.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.