В 1908 году одна российская дама спросила у знаменитого в то время французского пилота Летанье: «В чем отличие русского воздухоплавателя от заграничного?» «У нас основной принцип — лететь снизу вверх, в России — сверху вниз. Впрочем, и я иногда летаю по-русски...» — состроумничал француз. Но ему ли было не знать, что хотя на общем фоне немногочисленные российские авиаторы (их всего-то набиралось тогда человек десять) но блистали особыми достижениями, однако летали они на неуклюжих тихоходных «этажерках» весьма уверенно.

Были среди россиян и подлинные самородки. Так, в 1906-м Гаврила Илещук соорудил «аппарат тяжелее воздуха» и даже летал на нем. Удивительнее всего, что двигался «летак» посредством «быстрого ручного вращения колеса», отчего приходилось брать в полет еще и помощника. Однако к 1909 году изобретатель осознал преимущества бензинового двигателя и переделал под него свой невероятный самолет.

 

А наша Казань в те годы еще не помышляла о крылатых машинах, способных унести человека в небеса. Правда, полеты на воздушных шарах уже были не в диковинку — еще в 1875 году г-н Чепарин катал на своем аэростате над городом трясущихся от ужаса и восторга любопытных.

А отчаянный г-н Швандбаум-Древницкий и вовсе поражал народ, совершая прыжки с жуткой высоты на парашюте собственной конструкции. «Прадедушка» современных десатников валился то в чей-то огород, то на крышу, а то и в волны Кабана, но неизменно оставался жив и невредим. Поразительно!

И все же прелесть свободного падения с парашютом или висения на полотняном пузыре с легким газом — это далеко не тот стремительный и уверенный полет, о котором издревле мечтали люди, глядя на птиц. И потому бурю интереса у казанцев вызвала первая в истории нашего города «авиационная неделя», состоявшаяся в августе 1910 года. Тогда при огромном стечении публики взмыл в небо легонький (всего 210 килограммов при моторе в 25 «лошадей»!) «Блерио-5», пилотируемый Леоном Летором. Правда, злорадно припомнив «сравнительный анализ» Логанье, отметим, что летал француз «по-русски» — не рассчитал силу ветра и грохнулся оземь, ранив при падении г-на Ремнева. А следом за ним, к восторгу зрителей, поднялся к облакам и наш земляк А. Васильев, показавший безупречный пилотаж.

Город безнадежно «заболел» небом. «На ура» шли фильмы о полететах знаменитых Уточкина и Ефимова, дети увлеченно запускали совершенно кошмарные «леталки».

Народ посерьезнее посещал лекции о «воздухолетании», читаемые в Дворянском собрании профессором: Тираспольским. И уже задержала полиция вора-оригинала, попавшегося на краже длиннющей трубы и заявившего на дознании, что намеревался использовать ее... для постройки самолета.

Потянулись в небо и студенты. 7 апреля 1910 года в университете был создан кружок воздухоплавания. Его члены постигали не только теорию летного дела, но даже ездили на «авиационную неделю» в Санкт-Петербург наблюдать за полетами.

Потеряли голову от авиации и казанские дамы, но по-своему. Песенка «Мама, я летчика люблю» пришлась бы тогда куда как кстати: женские сердца дождем сыпались к ногам облаченных в кожу бравых пилотов. Естественно, «наземным» кавалерам такое совсем не нравилось, случались даже, дуэли (правда, обошлось без жертв).

Впрочем, «авиационное помешательство» для некоторых оказалось таковым в буквальном смысле. Психиатрические клиники города приняли в свои стены необычных пациентов. Например, мещанин Матвеев умолял докторов сохранить его самолет и сокрушался, что низковато летел — вот и поймали санитары. А одна девушка внушила себе, что исключительно по ее вине упал и разбился любимец казанских дам пилот Васильев (объект ее волнений был в это время жив и здоров).

Очень душевно воспринял народ идею «воздухолетания» и, помимо бурной моральной поддержки, не скупился на помощь финансовую. В марте 1913-го, к примеру, казанцы провели однодневный кружечный сбор средств в пользу воздушного флота России — продавали специальные памятные значки. Самых простеньких и дешевых было до двухсот тысяч. Изготовили также серебряные — по сто рублей и золотые — по пятьсот. В результате акции в каждой из полутысячи кружек набралось в среднем не менее 15 рублей — совсем неплохо.

Все шло к тому, что в городе вот-вот появится солидное Общество любителей авиации. И это событие свершилось. 12 февраля 1914 года, 80 лет тому назад, впервые был зачитан устав общества, в коем оговаривалось, что право вступить в него имеют лица обоего пола, согласные платить членские взносы — 12 рублей в год. Новоиспеченная организация немедленно обратилась в Управу с ходатайством о выделении пособия на устройство аэродрома и закупку аэропланов. Дума подзадумалась, а тем временем сто членов общества уже избрали себе председателя — генерала от инфантерии г-на Гейсмана — и назначили на 1 апреля торжество открытия.

Как хорошо начали!

Организуемые мероприятия казанцы посещали с завидным энтузиазмом, стать гостями общества сочли за честь для себя лучшие российские пилоты. Но энтузиасты были крайне стеснены в средствах. А тут еще грянула война, и всю свободную наличность пришлось вложить в облигации военных займов. Попытки «потрясти» сограждан на почве патриотизма успех имели слабый. И хотя писалось в газетах, что стоит каждому из трехсот тысяч казанцев пожертвовать десять копеек, как это сразу, даст два аэроплана, на которых за пару месяцев можно подготовить для армии до тридцати летчиков, — лавина гривенников в копилку авиаторов не посыпалась. Что поделаешь, лихие времена притупляют высокие чувства.

Не улучшилось положение и в последующие годы. И хотя пресса сулила открытие у нас в середине 1917 года летной школы (под аэродром планировалось отвести луг в Аракчино), планы так и остались на газетной бумаге. Не было денег, не было самолетов, и все в стране валилось в тартарары...

Но еще долго-долго виделся горожанам маленький легкий «Блерио», впервые взлетевший в чистое августовское небо 1910 года, как вековая человеческая мечта о крыльях, воплотившаяся в жизнь.

Борис ЕРУНОВ.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.