Сегодня площадь им.Тукая (бывшая площадь им. Куйбышева) известна казанцам как одна из центральных площадей города, через которую проходят основные маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев. И мало кто знает, что в XVI—XVII веках это была окраина Казани, вошедшая в ее границы лишь в XVIII веке.

Тогда, более двухсот лет назад, на ней размещались главным образом деревянные лабазы и лавки, в которых торговали рыбой, а также мясом и зеленью. Отсюда и пошло первое название площади — Рыбно-рядская.

 Следующее столетие принесло Рыбно-рядской площади первые кирпичные строения с торговыми рядами, а в 1818 году, в бытность городским архитектором А. Шмидта, она была замощена камнем. Вторично площадь замостили при городском архитекторе Ф. Петонди, и все же, несмотря на это, низинное место в дождливое время всегда было заполнено «одой и непролазной грязью — системы уличной канализации еще не существовало и с чавкающим под ногами болотом приходилось мириться до начала нашего века.

 После Октябрьской революции началось капитальное переустройство площади. Лабазы и лавки снесли, а на освободившемся месте разбили сквер, в котором в 1934 году появился памятник Н. Э. Бауману (авторы — скульптор И. Менделевии и архитектор А. Бикчентаев). Вместе с новым обликом площадь получила и новое имя — стала называться Кооперативной.

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
http://www.iske-kazan.ru/169-istoriya-koltsa#sigProId0dbe6a8632

Впрочем, появилось у нее и другое, неофициальное, но надолго прижившееся название «Кольцо» — после того, как вокруг сквера сделали копыл трамвайных маршрутов.

Интенсивность движения транспорта росла с каждым годом, на площади пешеходам становилось все теснее и неуютнее. В 1937 году пришлось убрать сквер (памятник Бауману перенесли к зданию ветеринарного института на ул. Н. Ершова), а маршруты идущих от площади Свободы трамваев спрямили. Заодно площадь переименовали еще раз — с тех пор и по сей день она носит имя В. В. Куйбышева.

После ликвидации сквера площадь некоторое время пустовала, а затем в ее центре разбили огромную клумбу, через которую ходили трамваи. Однако в плане дорожной безопасности этот вариант также оказался не слишком удачным. В итоге клумбу убрали, а в 1970 году построили на площади первый в Казани подземный переход, позволивший людям безбоязненно добираться через транспортные пути к трамвайным остановкам.

В разное время на площади возводились капитальные здания. Так, дом общества «Синий крест», в котором теперь находится ресторан «Восток», построен в 1908 году по проекту архитектора В. Трифонова. А на месте многочисленных   одно-, двухэтажных домишек, окружавших площадь, построили пятиэтажный жилой дом с магазинами (проект   архитектора Г. Солдатоаа и П. Саначина, 1953 г.), здание универмага «Детский мир» (проект   архитектора В. Петрова, 1961 г.) и высотное   здание гостиницы «Татарстан» (проект архитектора М. Агишева, 1967 г.).

А. ГРИГОРЬЕВ.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.