Кризисное, более того, катастрофическое состояние кладбища переживают повсюду на территории бывшего Советского Союза: их почему-то не считают важной частью судьбы городов и сел, их культурным наследием. Но разве некрополи нашей Казани не являются ее историко-культурным достоянием? Это во многом еще непрочитанный, недостаточно оцененный нами исторический источник, который на наших глазах быстро уходит в небытие. Из известных, сохранившихся хотя бы частично до наших дней казанских кладбищ, древнейшим является кладбище булгарской знати, располагавшееся на территории Ново-Иерусалимского (Воскресенского) монастыря, который также называют «архиерейской дачей» — ныне НИИ сельского хозяйства.

 Это кладбище относится к XIII — XIV векам. Здесь были похоронены эмир и бек, очевидно, один из правителей Казанского эмирата, Хасан-бек, сын Мир-Махмуда, и знатная женщина Алтын-Берте (Золотая Крупица), умершая 27 сентября 1297 года. Эпитафия на ее каберташе является древнейшей надписью, найденной на территории Казани. Сейчас эти надгробия хранятся в Государственном объединенном музее Татарстана.

К периоду Казанского ханства (XIV — XVI века) относится самое старое христианское кладбище Казани: армянское. Оно находилось на выступе Третьей горы (ныне улица Калинина), вероятно, неподалеку от колонии, армянских ремесленников и купцов, постоянно живших в Казани. Это кладбище случайно обнаружили в конце XIX века: четыре каменных надгробия с надписями, выполненными армянским шрифтом. До нашего времени сохранилось лишь одно.

Помимо армянской, в Казани имелись также и другие колонии: русская, персидская (иранская), среднеазиатская. У них тоже были свои некрополи, но они либо не сохранились, либо не найдены.

Но от той Казани — столицы ханства — «дивного города», как называли ее современники - почти ничего не осталось.

По многим письменным источникам известно, что в Кремле находились богато украшенные ханские мавзолеи. Мусульманских кладбищ было несколько, но позднее, об их месторасположении забыли. На остатки одного из них натолкнулись случайно в 1778 году при рытье фундамента для Гостиного двора на углу улиц Воскресенской и Поперечно-Воскресенской (ныне улицы Кремлевская и Чернышевского). Был найден каберташ, датированный 1530 годом, украшенный рельефным орнаментом (сейчас он хранится в мечети Марджани). А в 1962 — 1963 годах при строительстве здесь жилого дома были вскрыты другие мусульманские погребения XV - XVI веков.

Более позднее мусульманское кладбище, относящееся к XVII — XVIII векам, находилось в Старой Татарской слободе (на улице Московская, между улицами Г. Камала и Парижской Коммуны).

Во второй половине XVI века в Казани и ее окрестностях появляется несколько монастырей с кладбищами: Спасо-Преображенский (в Кремле), Зилантовский, Богородицкий. Аристократическим было Спасо-Преображенское кладбище: в монастырском соборе во имя Преображения Господня хранились мощи канонизированного русской православной церковью первого архимандрита монастыря Варсонофия, а на кладбище были похоронены митрополит Ефрем, иерусалимский архиепископ Епифаний, андрусский епископ Арсений, князь И.Е. Багратион-Давыдов (умер в 1740 г.) и многие другие. Ансамбль монастыря вместе с кладбищем был уничтожен в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Та же участь постигла некрополи Зилантовского и Богородицкого монастырей. В Богородицком монастыре находилась могила зверски убитого пугачевцами столетнего генерала, ветерана еще петровских походов К. Н. Кудрявцева.

Изо всех уникальных надгробий, находившихся в Зилантовском монастыре, уцелел лишь один деревянный резной крест конца XVIII века, перенесенный в Государственный объединенный музей.

Обилием ценных исторических захоронений, высоким художественным уровнем надгробных памятников отличалось кладбище Кизического монастыря. Казанские старожилы рассказывают, что на нем встречались очень трогательные и интересные эпитафии (монастырь был основан в XVII в.). По мнению известного архитектора и историка В.В.Чумакова, оно напоминало кладбище Донского монастыря в Москва. Здесь были погребены первый русский поэт-романтик Г. Л. Каменев, профессора Казанского университета, казанский губернатор граф И. А. Толстой, дед Л. Н. Толстого. Заметим попутно, что губернатором Илья Андреевич был неважным: распустил администрацию, и губерния сделалась «очагом злоупотреблении и упущений власти». Дело дошло до сенатской ревизии.

Окончательное уничтожение кладбища Кизического монастыря произошло в шестидесятых годах нашего века. Хотя оно было давно заброшено, кое-где еще сохранялись старинные памятники. Они исчезли, когда начали строить дворец культуры. Теперь это парк Дворца химиков.

В XVIII - второй четверти XX веков существовало в Казани старообрядческое Прилуцкое кладбище Поморского согласия. Место, где оно находилось, казанские старожилы знают как Старый Стекольный завод (в 300 метрах к западу от железнодорожного вокзала). Согласно преданиям, некогда здесь стоял монастырь. На Прилуцком кладбище были похоронены известные своей благотворительностью В. А. Савинов и его дочь. Савинов спас, выкупил из крепостной неволи крестьян села Кулаева — его владелец славился на всю губернию своей жестокостью и самодурством. Но и от этого кладбища ничего не осталось: здесь раскинулся совхоз, на могилах предков растут овощи.

А когда-то существовала мудрая, святая традиция, запрещавшая застраивать кладбищенские места. К сожалению, она исчезла после революции.

Процесс уничтожения кладбищ, исчезновения уникальных памятников, имеющих историческую и художественную ценность, продолжается и сейчас, в наши дни. В тяжелом состоянии находится старейшее из сохранившихся кладбищ города — Арское (по сути, это целый комплекс, куда входят, кроме христианского, католическое, лютеранское, православное, старообрядческое и иудейское кладбища).

М. ИЛЬИНА, Е. ГАЗИЗОВА.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.