Поразительно, что в современном мире, переполненном машинами, компьютерами и прочими сверхумными существами, так много еще неизведанного и непознанного. Однако большей частью это непознанное вполне возможно объяснить, стоит лишь обратить свой взор к далекому прошлому, в котором, несмотря на серьезную удаленность от нашего времени, и по сей день пульсирует волшебство жизни. Существует оно и в тайной жизни чисел.

Так, в старейшей части города существовало поселение Бишбалта, в переводе «Пять топоров». Откуда произошло это название? Обратимся для начала к истории.

 Как утверждает археолог Альфред Халиков, проводивший раскопки за Казанкой в районе Зилантовой горы, им найдены остатки пригородных поселений, существовавших еще в то время, когда на Кремлевском холме только появилась белокаменная крепость. В слободе Бишбалта жили «балта остасы» - мастера по дереву - лесорубы, столяры, плотники. Здесь же находилась большая бухта - залив Волги, в которой стояли многочисленные торговые и военные суда, были прекрасные дубовые и сосновые леса, и предки казанских татар использовали их для строительства собственной флотилии - торговой и военной. Булгары называли корабли насадами, учанами и ладьями. Память о судах, сделанных в Казани, еще долго сохранялась в явно татарских названиях некоторых типов судов, ходивших по Волге: пабусы, кербаши, мишани, бафьти, каюки, карбасы.

Давно существовавшее в Казани речное судостроение обратило на себя внимание царя Петра I. В 1710 году из Казани на Балтику была отправлена эскадра из пяти кораблей, затем восемь судов построено для Азовского флота. В 1718 году на землях села Бишбалта было учреждено второе в России (после петербургского) адмиралтейство.

За время работы Казанского адмиралтейства с 1718 по 1829 годы было спущено на воду около 400 судов. Такова история Бишбалты.

И все же, почему Бишбалта («Пять топоров»)? Составители буквально всех краеведческих справочников зациклились на дословном переводе слова. Они утверждают, что якобы в самом начале строительства у сельчан было пять топоров, отсюда, соответственно, и происходит название села. Объяснение же слова «биш» («пять») - религиозное, оно уходит корнями в ислам, где цифре пять придавалось особое значение. Некоторые исламские обряды и понятия образовались с учетом пятеричности (существуют пять основных правил исламского вероучения, пять ежедневно исполняемых главных молитв, пять ключей к тайному познанию, пять раз повторяемая священная клятва, у исламских народов пятый день недели - выходной...). До XVII века у мусульман мира был принят единственный эталон - мекканская мечеть. Не надо быть излишне наблюдательным, чтобы заметить - у этой мечети пять минаретов. Такое же число минаретов и у мечети в городе Медине. По той же самой причине (как указывает архитектор Ниаз Халит) и в Бишбалте была возведена большая пятиминаретная мечеть «Юсуф».

Однако название это в селе не прижилось, бишбалтинцы называли ее по-своему -«Бишбармак» («Пять пальцев»). Исходя из всего вышесказанного сам собой напрашивается вывод: пять топоров имели для жителей села явный оттенок священности, а не просто констатировали факт. Аналогично же стоит трактовать и большинство названий прочих татарских сел: Бишбат-ман (пять кадок), Бишкумэч (пять булок), Бишмунча (пять бань), Бишбаш (пять голов), Бишэй (пять лун) и много других. В районе Кавказских Минеральных Вод, где издавна живут народы, исповедующие ислам, находится гора Биштау (пять гор).

Не менее любопытно рассмотреть и цифру семь. Число семь характеризует общую идею Вселенной: константу в описании мирового дерева; полный состав пантеона; число сказочных братьев-героев (семь братьев - семь Симеонов и семь сестер); число дней недели; число дней праздников; количество цветов спектра, нот в музыке, основных запахов в стереохимической теории; константу, определяющую объем человеческой памяти. Как видно, число семь символизирует совершенный порядок, полный период или цикл. У христиан - семь смертных грехов и семь главных добродетелей. Так (по понятиям церкви), семь смертных грехов в состоянии погубить душу человека, «и такой человек после смерти должен вечно терзаться в аду». Во фразе «за семью печатями» не менее глубокий смысл. Существует поверье: стоит на такой тайник покуситься недоброжелателю, на защиту тайны непременно встанут божественные силы и победа, несомненно, будет за ними. Число семь вообще принято называть числом жизни. Именно по этой причине люди верующие полагали, что у рожденного через семь месяцев больше шансов выжить, нежели у восьмимесячного.

Интересна трактовка цифры девять в буддийской религии. Число девять там символизирует «все». В своем божественном аспекте девятка означает божественную силу и мощь Творца, проявляющуюся в материальной среде закономерностей. В своем природном аспекте число девять символизирует физический план бытия. В аспекте же человеческом девятка олицетворяет собой идею духовной мощи, т.е. идею Посвящения, и выражает этапы приближения к Совершенству. Именно по этой причине в буддийском дворце Гугун бывшего запретного города в Пекине резиденция императоров династии Мин и Цин составляет 999 помещений, такое же количество комнат - 999 - и в буддийском дворце столицы Тибета Лхаса.

Не правда ли, любопытна и интересна тайная жизнь цифр? И еще: жаль, что такое яркое, отшлифованное временем название - Бишбалта исчезло из топонимики города. Улица, носившая когда-то это название, теперь наречена Большой. И поневоле напрашивается вопрос: к чему Казани безликое название улицы, тем более что таких «больших» улиц в нашем городе и без того достаточно?

Ренат БИКБУЛАТОВ, краевед.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.