"Казань в качестве столицы нового самостоятельного государства, - пишет известный историк Равиль Фахрутдинов в книге "Мелодия камней", - превращается в один из крупных городских центров Восточной Европы, имевших экономическую связь со многими городами и странами. Она, подобно Булгару, становится центром транзитной торговли между Западом и Востоком".

Свидетельства очевидцев

Венецианский путешественник Иосифат Барбаро, побывавший в наших краях в 1436 - 1452 годах (то есть за сто лет до покорения Казанского ханства), писал о Казани:

"Это - торговый город, оттуда вывозят Громадное количество мехов, которые идут в Москву, в Польшу, в Пруссию и во Фландрию. Эти меха получают с севера и северо-востока, из областей Дзагатаев и из Мордовии".

 Помимо торговли, в городе были развиты ремесла: гончарное, кузнечное, кирпичное, плотницкое, столярное (в слободе Бишбалта строились крупные речные суда). Особого развития достигло ювелирное искусство. Археологические раскопки на территории современного Кремля свидетельствуют, что здесь производились изделия из стекла (женские украшения и посуда) и обувь из кожи особо тонкой местной выделки - сафьяна.

К XV веку Казань стала и крупным политическим центром, точкой притяжения не только для татар, но и других народов Поволжья и Приуралья. Андрей Курбский, участвовавший во взятии Казани, оставил свидетельство, что в Казанском ханстве, кроме татарского, были в ходу еще пять языков: "мордовский, чувашский, черемисский (марийский), войтецкий або арский (удмуртский), башкирский".

Кремль

 Казань, как и все средневековые города Восточной Европы, состояла из двух основных частей: кремля и посада.
Укрепленный мощными стенами и башнями кремль - это ханская резиденция, здесь размещались административно-управленческий аппарат, высшее мусульманское духовенство и военный гарнизон. В XV веке кремль занимал северную часть холма Богылтау (примерно до здания министерства культуры).

В северной части кремля на самом высоком месте располагался ханский дворец, состоявший из нескольких каменных двухэтажных палат и прилегающих построек. До нас дошло упоминание лишь о дворце князей Ширин, ханских тюрбе - усыпальницах и "мурованных", т.е. сложенных из камня мечетях и медресе при них. Одна из них была соборной, т.е. главной. По предположению Шигабутдина Марджани, это была многоминаретная мечеть Кул Шариф.

Крепостные стены, окружавшие кремль, в основном были деревянными, сложенными из толстых дубовых бревен, а с северной стороны - белокаменными. Между бревенчатыми стенами была уложена плотно утрамбованная смесь глины и камней. Толщина стен достигала семи саженей, то есть 15 метров. Через равные промежутки в стенах были устроены крепостные башни с проездными воротами (всего их было около десяти).

Названия казанских ворот связаны либо с дорогами, которые начинались от них (Арские, Ногайские), либо с именами исторических личностей (Муралеевы - от имени Нур-Али, Аталыковы и др.).

Посад (Аскы Шэхэр)

Посадов в ханской Казани было два: верхний и нижний. Верхний располагался на Кремлевском холме вплоть до нынешней площади Г. Тукая. Нижний, как следует из названия, располагался под кремлем вдоль Булака, а также в начале улиц Федосеевской и Большой Красной.

"Располагаясь на высоких холмах, разделенных между собой глубокими оврагами, - пишет в той же книге Р.Фахрутдинов, - Казань представляла собой сильно укрепленный и довольно красивый город с крепостными стенами и башнями, с высокими минаретами и дворцами на горе".

В начале XVI века посад также был обнесен крепостной стеной. С юга стена шла вдоль Булака, который тем самым был превращен в крепостной ров, с востока - по Арскому полю. Посадские стены (или острог, как их называют русские летописи) с двух сторон примыкали к кремлевским.
Посад занимал довольно значительную территорию и представлял вместе с кремлем солидный средневековый город. По словам А.Курбского, средневековая Казань была немногим меньше Вильны.

Слободы

Уже в XV - первой половине XVI века к Казани примыкали слободы. Крупнейшей среди них была Кураишева слобода на левом берегу Булака с собственной каменной Отучевой мечетью (Утеш мэчете).

Другая слобода выявлена археологами в районе современного вокзала, на месте бывшего стекольного завода. Эти слободы соединялись с городом дорогами и мостами, перекинутыми через Булак.

Несколько селений располагалось в районе озерной системы Кабан. На месте нынешней Закабанной мечети было татарское село Кульмаметово, чуть далее к востоку -татарское село Аметьево. До нас дошли предания о загородной даче казанских ханов. Она находилась там, где ныне расположена так называемая Архиерейская дача. Согласно легендам, здесь был красивый сад ханши Сююмбике с аллеями, цветниками и летними постройками.

В районе Суконной слободы (ул. Айдинова) когда-то была Армянская слобода. Здесь жили купцы из Армении. На другом конце города, на юго-западе, были татарские деревни Бишбалта (фактически ставшая к тому времени городской слободкой) и Жилэкле (Ягодная).

Недалеко от Бишбалты находилась Бакалдинская пристань (на Волге), а на Гостином острове (впоследствии остров Маркиз) проводились ежегодные ярмарки, на которые съезжались купцы из разных стран.

Еще раз обратимся к свидетельству историка Р.Фахрутдинова: «Внешний вид города отличался своеобразием. Добротные дворцы и палаты, «златоверхие терема», устремленные ввысь минареты мечетей, огражденные крепостной стеной с высокими боевыми башнями, которая шла, то поднимаясь на крутизны, то спускаясь в низины между ними, придавали Казани неповторимый облик восточного города. Окруженный со всех сторон водами -длинной цепью живописных озер, извилистой Казанкой и могучей Волгой - город выглядел удивительно.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.