Крупнейшим центром пропаганды татарской национальной музыки является театр оперы и балета им. Мусы Джалиля.

Большую помощь в создании татарского оперного искусства оказал братский русский народ. В конце 30-х годов Московская государственная консерватория приняла в свои стены группу молодых певцов и будущих композиторов татарского народа, таланты которого до революции душили в зловещем единстве царское самодержавие. Театр был открыт в 1939 году постановкой оперы Н. Жиганова «Качкын» («Беглец»).

 В настоящее время на сцене театра ставятся национальные балеты «Шурале», «Кисекбаш», «Горная быль», оперы «Алтынчеч», «Джалиль», талантливо поставлены «Пер Гюнт» Грига, «Большой вальс» Штрауса, «Тропою грома» Кара Караева, «Екатерина Измайлова» Шостаковича, «Трубадур» Верди и другие спектакли. Наряду с ветеранами сцены народными артистами РСФСР М. Булатовой, Ф. Насретдиновым успешно выступала молодежь.

В верхней части города (ул. Максима Горького, 13) находится Татарский ордена Ленина государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Классик татарской драматургии Г. Камал был его организатором, драматургом и актером. 22 декабря 1906 года Галиасгар Камал осуществил первую публичную постановку пьесы «Кызганыч бала» («Жалкое дитя»). В то время на сцене играли только мужчины. Одной из первых женщин, осмелившейся нарушить законы шариата и выйти на театральные подмостки, была актриса С. Гизатуллина-Волжская, которую поэт Габдулла Тукай назвал «солнцем татарской сцены».

Кроме произведений молодых татарских драматургов в репертуар первого татарского театра входили и спектакли, поставленные по пьесам Гоголя, Чехова, Горького. Использование русской классики было хорошей школой для молодой татарской драматургии.

До 1917 года театр не имел своего помещения и не финансировался государством. В конце 1918 года была открыта первая национальная советская драматическая студия, а в 1922 году — театральный техникум, который стал готовить профессиональных артистов для татарской сцены. В эти годы репертуар театра обогатился произведениями первых татарских драматургов Г. Камала, Ш. Камала, М. Файзи, К. Тинчурина. С большим успехом шли в театре тех лет постановки по пьесам Тази Гиззата, Шарифа Камала, Хади Такташа. Расцвело мастерство таких актеров, как Г. Болгарская, Ф. Ильская, X. Уразиков, X. Абжалилов, 3. Султанов.

В 1957 году за успехи в развитии татарского национального искусства коллектив театра был награжден высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

На сцене театра с неизменным успехом идут произведения татарской, русской и зарубежной классики, произведения авторов других народов бывшего СССР. Большой удачей в жизни театра была постановка спектакля по произведению талантливого киргизского писателя Чингиза Айтматова «Тополек мой в красной косынке», за что коллектив был награжден республиканской премией им. Габдуллы Тукая.

В 1967 году коллектив театра имени Г. Камала был удостоен чести представлять театральное искусство на декаде искусства РСФСР в Москве. Как отмечала центральная печать, казанцы продемонстрировали высший взлет вдохновенного труда актеров и пользовались большим успехом у зрителей столицы.

Если вы захотите побывать на спектаклях Татарского академического театра имени Галиасгара Камала, не бойтесь «языкового барьера» — театр ведет постановки с параллельным переводом на русский язык, вы получите наушники и испытаете истинное эстетическое наслаждение от игры актеров.

На улице Баумана, 48, находится Большой драматический театр имени В. И. Качалова. Годом его основания считают 1804, когда в Казани впервые начались театральные представления. На сцене театра играли А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, П. А. Стрепетова, М. Г. Савина, М. С. Щепкин. Казанский театр во второй половине XIX века был лучшим провинциальным театром России.

На сцене этого театра состоялся «дебют» 15-летнего Федора Шаляпина в пьесе «Жандарм Роже». От волнения он не смог произнести ни слова и спектакль пришлось отменить. Позднее, вспоминая свое первое «выступление» в казанском театре, Федор Иванович называл его началом своей театральной деятельности.

Выступал на казанской сцене и А. М. Горький. В 1885 году он пел в хоре нескольких спектаклей.

С 1949 года Большой драматический театр носит имя В. И. Качалова. В Казани В. И. Качалов играл в 1897—1900 гг.— сначала небольшие роли, потом все более ответственные. Большой успех выпал на долю Качалова после исполнения роли Кассия («Юлий Цезарь»). В 1900 году В. И. Качалов был приглашен в Московский художественный театр.

Первым спектаклем, которым открылся русский драматический театр после революции, была постановка «Мистерии Буфф» В. Маяковского. С интересом были встречены пьесы А. Луначарского «Королевский брадобрей», «Слесарь и канцлер», с успехом прошли постановки «Бронепоезд 14-69» В. Иванова, «Разлом» Б. Лавренева.

В советское время в театре работали народные артисты СССР А. И. Царев и М. И. Жаров, народные артисты РСФСР П. О. Герага и В. В. Белокуров, народный артист РСФСР и ТАССР Ф. В. Григорьев, народный артист СССР Н. И. Якушенко, народная артистка СССР Е. Е. Жилина.

В 1954 году — в 150-летний юбилей — театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Лучшими постановками театра были названы «Порт-Артур», «На дне», «Не называя фамилии», «Семья», «Царь Федор Иоаннович». Успешно ставятся на сцене театра произведения татарских авторов: Ш. Камала «Воронье гнездо», Г. Камала «Банкрот», Н. Исанбета «Мулланур Вахитов». Событием в культурной жизни города явилась премьера пьесы Р. Ишмуратова «Бессмертная песнь», рассказывающая о подвиге замечательного татарского поэта Мусы Джалиля.

Казанцы — большие театралы. Любовь к театру воспитывали у молодых горожан на спектаклях театра юного зрителя им. Ленинского комсомола и театра кукол. Работает в Казани еще один театр, актеры которого живут беспокойной жизнью частых переездов. Это татарский передвижной театр. Свои спектакли он ставит во всех районах республики.

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2018. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.