Этот старый добрый "Омникусъ"...

До 1849 года не существовало дамбы, по которой можно было бы без проблем добраться из города к речным пристаням (их было две - в устье Казанки и на Волге). И тем, кто спешил туда по неотложным делам, нечего другого не оставалось, как на собственном или наемном экипаже пробираться далеким крюком - топкими луговыми дорогами - к мосту через Казанку под Кремлем.

Ввиду такого непорядка с 1854 года ввели дилижансы. Было их четыре, каждый представлял собой большую крытую повозку на двенадцать человек, влекомую когда двумя, а когда я четырьмя упитанными лошадками. Сей городской транспорт неспешно двигался от гостиного двора до пристани и обратно (с 8 утра до 10 вечера каждые полчаса), взимая с каждого ездока по серебряному гривеннику, но вскоре сгинул: дело оказалось па редкость убыточным.

 В 1859 году попытку возобновить омнибусное движение предприняла компания «Кавказ и Меркурий». По ее расчетам, в которых прогнозировались десятимиллионный грузооборот пристани и триста тысяч пассажиров за навигацию, дилижансы должны были стать воистину «курицами, несущими золотые яйца». Увы, радужные мечты рухнули под, бременем суровой действительности — и уже осенью не оправдавшие надежд повозки пошли в распродажу.

Не приживались «дедушки автобусов» в городе, хоть плачь. Необычность подобного транспортного средства не способствовала его популярности, и даже всезнающие газетчики не сразу оценили «достоинства» несуразно огромной общественной повозки с диковинным названием. Оттого, наверное, и появилось в «Ведомостях», прорвавшись сквозь цензоров и корректоров, загадочное слово «омникусъ», коим окрестили появившийся в 1866 году на казанских улицах шестиместный экипаж. Странное прозвище, порожденное то ли ошибкой репортера, то ли технической опечаткой, оказалось для «омникуса» счастливым: он наконец-то получил определенное признание у горожан.

Сначала экипажи ездили от гостиницы «Якорь» на Булаке к пристаням — с остановками возле всех прочих многочисленных гостиниц Проломной улицы, потом принялись деловито ползать по всему городу, составив жестокую конкуренцию негодующим извозчикам. Дальше — больше: сообщение постепенно стало междугородным, и в 1867 году дилижансы из Казани добирались даже до Нижнего Новгорода.

Остаток прошлого столетия мирно прошел под цокот копыт, однако на рубеже веков в воздухе запахло - переменами. В 1900 году в Лондоне выехали на улицы первые автоомнибусы, а уже через восемь лет импортные 2-6 местные автомобили-таксомоторы и 30-40-местные омнибусы добралось и до Казани. С шести утра до часу ночи носились по городу дымные автофургоны, приводя в уныние отвергнутых конных «лихачей». Мелькали за окнами остановки, суетились с билетами кондукторы, нещадно разило бензином...

И все бы хорошо, да вот одно суровое «но» — знаменитые наши дороги, грязные да разбитые, в рекордно короткие сроки прикончили изнеженную западную технику, и конные экипажи вновь овладели городскими маршрутами.

Но шаг вперед был уже сделан, и скоро уже на асфальтовые дороги хлынул неудержимый поток новых, моторизованных транспортных средств. Движимый лошадью экипаж окончательно вытеснили с загазованных автомагистралей.

Но, Боже мой, как хочется иногда вырваться, теряя пуговицы, из переполненного «Икаруса» и вскочить на подножку старого доброго «омникуса», неспешно катящего по городскому проспекту…

 

Борис ЕРУНОВ.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.