С незапамятных времен соединяет реку Казанку с озером Кабан короткая — чуть больше двух километров — протоке Булак. Не отличаясь особенной красотой и нося скромное непритязательное имя («булак» и означает — «протока», «рукав»), эта полоска воды тем не менее в течение многих веков имела большое значение как транспортная артерия. И в то же время всегда была источником разного рода проблем, связанных с ее благоустройством.

Работа для Булака нашлась в эпоху существования Казанского ханства, когда по этому природному каналу проходили из Волги через Казанку в Кабан небольшие торговые корабли, Правда, для того, чтобы сделать протоку судоходной, пришлось основательно углубить дно и обработать береговые откосы. Древние строители поработали на совесть — их потомки немало удивились, обнаружив в 1815 году мощные дубовые бревна, которыми было выложено дно.

 

Но воистину много воды утекло за несколько столетий, и в XIX веке обмелевший  Булак из водной транспортной артерии, чистой и рыбной, постепенно превратился в огромную сточную канаву. Только весенний паводок способен был прочистить засоряющийся канал на короткое время, возвращая ему прежний благопристойный вид.

Нельзя сказать, что состояние протоки не вызывало озабоченности у городских властей. Однако извечный недостаток  финансовых средств из года в год не позволял всерьез взяться за очистку Булака. По этой же причине был отменен проект благоустройства гибнущего канала.

Тем временем на берегах не затихало строительство — перебрасывались деревянные мосты, по проектам архитекторов А. Шмидта, П. Пятницкого и Ф. Петонди вырастали двухэтажные купеческие особняки и лабазы, училище и бани, а особенно много купечеством, обосновавшимся возле выхода к Казанке, возводилось церквей. Главным образом это были храмы, посвященные покровителю торговли Николе: неподалеку друг от друга разместились церкви Николы Гостиного и Николы Вешняковского, Николы Ляпуновского и Николы Нисского.

 

В 1907 году не Булаке появился первый каменный мост, построенный по проекту губернского архитектора Л. Хощоновича.

В советское время панорама Булака на какое-то время дополнилась и рельсовыми путями: по набережным стали ходить трамваи 1-го и 5-го маршрутов. А в 1950— 51 годах по проекту архитектора У. Алпарова наконец-то провели очистку протоки и благоустройство ее беретов.

В частности, вместо деревянных соорудили каменные мосты, устроили чугунное ограждение набережных.

Однако некоторое время спустя Булак вновь стал стремительно загрязняться в результате попадания в  него различных городских отходов. Был период, когда мертвая вода захламленного канала стала издавать зловоние, отравляя жизнь обитателей близлежащих домов. Принимаемые меры давали весьма скромные результаты, и некогда полноводная и частая протока превратилась в уродливую язву на теле города.

 

Положение начало исправляться только в последние годы. В рамках капитального благоустройства Булака городские строительные организации чистят и углубляют дно, выравнивают и облицовывают бетоном или засаживают травой склоны, ремонтируют ограждения и мосты. Сегодня Булак в целом перестал иметь вид запущенной дренажной канавы, каковой он, по сути дела, до недавнего времени и являлся. И остается надеяться, что уже скоро жители многих новых зданий, построенных на набережной, смогут видеть из своих окон не только обновленные благоустроенные берега, но и живую, чистую воду древней городской протоки.

Алексей ГРИГОРЬЕВ.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, Старая Казань, 2012-2017. Все права защищены.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.